Чтобы полюбить Россию, нужно ее увидеть. Давайте попробуем – ведь она начинается за окном. Сегодня мы отправимся на Север – в русское Место силы. Сделав остановку в маленьком неприметном монастыре, который имеет прямое отношение к празднику Благовещения. О Троице-Сергиевой Лавре, о мощах преподобного Сергия Радонежского, а также родителях величайшего русского святого – в нашем материале.
Лавра: место силы
У каждого народа есть свое место силы. У итальянцев это Колизей, у египтян – пирамиды, у нас – Троице-Сергиева Лавра. Любой культурно-образованный русский, или считающий себя таковым, в своих маршрутах путешествий через первопрестольную обязательно делает крюк, чтобы попасть сюда. Садится на Ярославском в электрический поезд и мчит на север. Через полтора часа он сойдет на перрон, осмотрит памятник Мамонтову, благодаря усилиям которого сюда из Москвы была проложена железная дорога, спустится вниз по кривой тихой улочке и с пригорка увидит золотые и синие купола…
Потолкается среди фотографирующих эту красоту туристов, преимущественно иностранцев. Благодаря их наличию электропоезда до Посада – самые красивые и чистые из всех подмосковных. Спустится вниз, перейдет дорогу и войдет в ворота монастыря, основанного когда-то великим русским святым.
Сергий Радонежский – крестный отец России. Его молитвами была выиграна Куликовская битва. Его усилиями славянские князья объединились и смогли построить то, что позже стало русским государством. После кончины Сергия Лавра продолжала дело святого по защите отечества. Во времена смуты отсюда рассылались письма с призывом к объединению, дошедшие до Минина и Пожарского и подтолкнувшие их к действию. Сегодня монахи Лавры снова призывают русских выстоять, считая, что настали страшные времена. После каждой литургии призывают всех, на каждой исповеди- каждого.
Впрочем, туристы об этом и не догадываются. Для нашего культурно-образованного любителя старины посещение Лавры продолжается отлаженным методом. Войдя в ее своды, он становится в длинную очередь к мощам святого. Приложившись к мощам, осматривает соборы монастыря, покупает себе сувенир в церковной лавке, обедает в трапезной и отправляется в обратный путь с чувством исполненного долга. Возможно, он даже подумает о вечном и бренности всего земного, пока едет в своем электропоезде назад, в Москву.
Совсем иначе строится путешествие в Лавру верующего. Для него это – путешествие к благодати Божьей, к Преподобному. Именно так называют Сергия Радонежского верующие люди, и едут они к нему, как к живому Святому, потому что у Бога мертвых нет. Чтобы обрести благодать Святого духа, верующий человек постится перед этим путешествием, читает молитвы и акафисты, молебен перед отправлением в путешествие, тщательно прибирает уголки своей души, готовится к исповеди. Паломник стремится попасть в Лавру до пяти часов вечера, чтобы успеть к вечернему богослужению. После богослужения всенощной остается в храме читать акафисты, а далее, практически в полночь, встает перед вопросом, где скоротать ночь, поскольку паломник приехал в Лавру причаститься, а значит, переночевать.
Вопрос о коротании ночи решается вариативно. Есть дешевая гостиница, в которой нет мест на три месяца вперед и дорогая рядом с Лаврой, в которой номера стоят по четыре тысячи рублей за ночь, и частный сектор, в котором за триста рублей можно получить кровать в огромной комнате, набитой такими же паломниками, как ты, и сомнительные удобства во дворе. Хозяева таких апартаментов, как правило, любят хорошо выпить.
Поэтому верующий паломник любит оставаться на ночь в храме монастыря, а это возможно, если он приехал к церковному празднику. Полночи он читает акафисты с такими же усердными христианами, как и он, а потом ложится возле стены на скамью и блаженно засыпает. Утром его будит монах звоном колокольчика. Паломник умывается в святом источнике, исповедуется в надвратном храме и спешит на Литургию, где причащается Святых Христовых тайн. После этого отправляется домой.
А поскольку верующие люди замкнуты и живут большей частью своей внутренней жизнью, они не расскажут вам о чудесах, происходящих по утрам в Лавре. О чине отчитки, то есть изгнания бесов монахом Германом, во время которого люди поют петухами, рычат дикими зверьми и летают по воздуху. О бесноватых, которых несколько человек не могут дотащить до святых мощей, потому что их всеми силами отбрасывает от них какая-то сила. Об исцелениях, которые происходят здесь же, у этих мощей. Туристов в это утреннее время нет, и родственники приводят своих несчастных беснующихся именно в этот тихий час, чтобы не смущать непривычных кошмарными видениями.
А еще паломник никогда не расскажет вам многих и многих историй, которые он знает, но хранит в своем сердце. Истинный паломник вообще молчун. Поэтому я за него расскажу вам одну историю.
Вскрытие святых мощей Преподобного Сергия Радонежского
Когда большевики до закрытия Лавры в 1919 году и превращения ее в музей вскрыли мощи Сергия и выставили их на всеобщее обозрение для «разоблачения», верующие день и ночь шли к мощам и сыпали на них цветы, скрывая Преподобного от надругательства. Вместо антирелигиозной пропаганды большевики спровоцировали гнев народный, превратившийся в безмолвное поклонение раскрытым мощам Святого. Люди могли иметь доступ к мощам с апреля по ноябрь 1919, и народ шел на поклонение нескончаемым потоком. Тогда большевики решили, что мощи даже в своем раскрытом виде не должны смущать сердца людей. 10 ноября 1919 Лавра была закрыта, доступ к мощам братии монастыря и людей прекращен.
Вскоре был издан приказ о том, что мощи надо из Лавры перевезти в один из московских музеев как «экспонат». Святой патриарх Тихон много раз писал Ленину, пытаясь убедить его не трогать мощи преподобного. Но в планах ли Ленина было прислушаться к патриарху, которому он давно уготовил смерть? Верующие решили сохранить хотя бы главу Преподобного. С благословения патриарха она была тайно похищена из раки и спрятана графом Юрием Олсуфьевым и священником Павлом Флоренским. Глава Преподобного была спрятана сначала тут же, в Лавре, а потом в доме Олсуфьева. На ее место была положена голова князя Трубецкого из семейного склепа Трубецких. Благо, склеп находился тут же, в Лавре, за Троицким собором. Глава долгое время хранилась в доме, а потом, до 28-го года, в саду дома Олсуфьевых в Сергиевом Посаде, о чем знали члены семьи графа и члены семьи священника. Оба они были арестованы и убиты в 37-38 годах, во время массовых репрессий.
Про сокрытие главы Павел Флоренский написал на древнегреческом записку и спрятал ее в Канонике, богослужебной книге. К счастью, древнегреческого чекисты не знали, тайна осталась сохраненной. Но в ожидании ареста Софьи Олсуфьевой в 28-ом стало опасно хранить главу Преподобного в саду бывшего князя. Ее сначала в хозяйственной сумке несли до Хотьково, а потом в электричке перевезли и спрятали у родственников, живущих в поселке Мешаловка возле станции Люберцы, в двух километрах от Угрешского монастыря.
В тридцатые годы глава хранилась в семье Васильчиковых, а перед отправкой на фронт Павел Голубцов, боясь, что он погибнет и глава будет утрачена, перенес ее в храм в честь Владимирской иконы Божией матери в село Виноградово, к иеросхимонаху Иллариону Удодову. Это село было по Савеловской железной дороге, недалеко от станции Долгопрудная. Отец Илларион, афонский инок, сокрыл главу в алтаре, под престолом. Церковь не была закрыта, в ней проходили службы. Деревня стояла на линии фронта. Немцы , которые были на этот момент- декабрь 1941- в восьми километрах от Виноградово, дальше пойти не смогли. Преподобный не пустил их в Москву.
После открытия Лавры глава была тайно перенесена к мощам. Отец Илларион вновь воссоединил ее с мощами Преподобного, а главу князя Трубецкого захоронили у алтаря Духовского храма, совершив панихиду. А Павел Голубцов, который когда-то нес главу Сергия пешком до Хотьково, а потом вез ее в электричке в Люберцы, там прятал, потом перевозил в Виноградово, стал архиепископом Сергием. И просил похоронить его рядом с черепом Трубецкого, перед которым чувствовал вину из-за вынужденного перезахоронения. А девушка Катя Олсуфьева, которая помогала Павлу Голубцову , правнучка графа Юрия Олсуфьева, приняла постриг и стала монахиней Елизаветой. Все, кто предоставлял главе святого временный приют, становились глубоко верующими людьми, принимали монашество или священство! Потомки Флоренского живут в Москве и совершают великие подвиги в медицине. Чистый род дает чистые плоды.
Вообще, Посад был последним убежищем многим «бывшим», которые прожили здесь свои последние годы, а потом были расстреляны. Среди них – и городской московский голова, построивший за время своего градоначальство много домов для сирот и вдов, бесплатную больницу для бедняков и тем заслуживший себе большое уважение москвичей. И русский философ. И много искусствоведов, художников, литераторов, историков, которые, когда в Лавре сделали музей, устроились работать туда, чтобы сохранить монастырскую библиотеку и святыни. И им это удалось.
…Сегодня в Лавре опять открыта библиотека, и семинария, и духовная академия, и издательство, которое выпускает много интересных книг. Если погрузиться в них, можно сбиться с пути. Перестать жить по законам этого мира: «отпихнул тех, кто слабее, намолотил денег и все купил». Увидеть тщетность подобной внешней политики. Начать много думать, мало говорить и часто ездить сюда, чтобы отстоять всенощную и литургию. Сменить работу, круг друзей и остаться с пустым карманом и чистым сердцем.
Так что хорошо подумайте, прежде чем оставаться здесь на ночь и утром идти на Литургию. Лучше ограничьтесь иконой своего святого из сувенирной лавки, постной коврижкой на меду из монастырской трапезной и сознанием того, что вы, как всякий культурно образованный русский, прикоснулись к историческому месту, началу начал.
Садитесь на электричку и возвращайтесь в прежнюю жизнь, стараясь не оглядываться.
Оглянетесь – и станете другим.
Благословенное материнство
Что видела Богородица перед зачатием, известно всем. А что видела ее скромная тезка, мать Сергия Радонежского? Какой сон ей приснился, какой вестник постучался к ней в дом? Мы ничего не знаем о ней. А ведь она родила величайшего русского святого, создавшего, собравшего Русь, вдохнувшего в сердце князя Дмитрия веру в победу.
Мощи праведной Марии и ее мужа Кирилла скромно покоятся недалеко от мощей ее сына. Но к нему не зарастает народная тропа. А возле нее – малолюдно, даже в такой праздник. Недавно мы праздновали Благовещение. В Покровском монастыре, который хранит святые мощи родителей Сергия Радонежского, днем было пара десятков паломников. А ведь это и ее день, матери Святого Сергия. Ангел благословил Марию на рождение Бога. То есть благословил материнство. И в этот день стоит поклониться женщине, которая дала России мужа, вдохновившего ее на единение.
Святой Сергий просил, чтобы перед тем, как приехать к нему, посетили обитель, где покоятся его родители. Это рядом, в Хотьково, чуть не доезжая Посада. Там, слева от железнодорожных путей, сияет куполами древний Покровский женский монастырь.
Ему 811 лет. Первое упоминание о нем датируется 308 годом. До революции там подвизалось около трехсот насельниц. Потом была разруха и поругание. Старожилы местных деревень могут рассказать, как гнали монахинь, как они прятались от Советов, принимая форму артелей и тихо доживали свои дни в молитвах и труде. Или гибли в лагерях.
Восстановили обитель совсем недавно, в 1992-ом. Даже игуменья еще та же, которая начинала восстановление. Теперь он скромен, невелик. Дорога сначала приводит паломника к Никольскому Храму, который возведен в византийском стиле сравнительно недавно, в 1904 году, а потом к Покровскому, который начали возводить накануне войны двенадцатого года и достроили после победы н над французами. Французы, по летописи, были здесь.
Еще два Храма – надвратные – во имя Иоанна Предтечи – тот, через который входит путник в монастырь, если он приехал по железной дороге, и во имя Митрофана Воронежского, одного из любимейших русских святых. Надвратный Храм Иоанна Предтечи – древнейший в обители, построен в 1891 году. Он старше Пушкина.
Когда идешь от Никольского Храма к Покровскому, видишь келейный корпус для сестер и…детскую площадку. Сестры понимают, что паломники приедут с детьми. И открыли площадку, построенному для девочек, которых воспитывают при обители, для всех. Милый, чистый, прекрасный штрих, свидетельство любви и заботы о ближнем. Все воспитанницы обители получают полное среднее образование.
Благовещение – день благословения материнства. Благословенны матери русских святых. Посетите эту обитель, поклонитесь мощам праведной Марии и мужа ее Кирилла, родителей Святого Сергия Радонежского.