• “Все, что вы видите во мне, не мое, а ваше. Мое, это то, что я вижу в вас”, – Эрих Мария Ремарк

    “Как воду жизни, пей  поругание от каждого человека, – Иоанн Лествичник

    Продолжение. Часть I  читайте на ЕлицыМедиа

    Увидите рядом с собой такую Зину с корзиной обличений – не судите строго.

    О причастности к церкви

    – Я себя прямо канатами в церкви держу. Вижу все эти джипы и охрану патриарха. Глаза закрываю и говорю себе: «Не вижу, не слышу и знать не хочу.»

    – Страусиная какая-то у вас позиция.

    – Я итак всех осуждаю и злюсь, а без церкви и вовсе с ума сойду. На службы хожу, все же успокаиваюсь. На какое-то время. Батюшка говорил: «Жизнь – борьба». Вот я и борюсь, как могу.

     

    Про национальный вопрос

    Настроение пофилософствовать очень часто посещает Зину, но приобретает при этом иногда странные формы.

    Слушает радио на совершенно нейтральную тему о загрязнении воздуха в Тбилиси из-за растущего количества автомобилей. И все, готово дело:

    – Эти грузины – бездельники, аферисты и предатели родины! Самые противные люди в мире! Они…

    И следует перечень преступлений с историческими подробностями.

    Потом она перескакивает на северного соседа и с той же интонацией начинает честить русских.

    – А эти русские ваньки не лучше. О чем думают, я не знаю. Прямо зла не хватает. Смотрю, что у них творится и места себе не нахожу. Демография на нуле, падение нравов, а китайцы не дремлют. Такие просторы, богатства и что?! А все потому что мозгов нет!

    – Можно подумать, вы француженка, что так их всех ругаете.

    – А ты вообще молчи.  Я не твоя одноклеточная ученица, в твоих комментариях не нуждаюсь! У меня душа горит от всего этого. Я бы первым делом запретила смешанные браки! Вот где зло! Вот где корень проблем!

    Простить не могу моим родителям их недальновидность. Мой отец должен был жениться на такой же кекелке  какой и он сам, а мать должна была найти себе какого-нибудь Ваню или Васю. А то что они со мной сделали? Для русских я грузинка, для грузин я русская. Стоит мне правду сказать, все обижаются. А я потом на нервах успокоительное пью и не помогает, зараза!

     

    Про соседку и дрова

    Лет 17 назад меня обуревала жажда деятельности во славу Божью. Сперва я попробовала себя в чистке подсвечников во время службы. Потом решила, что этого мало для царства небесного. Долго выбирала жертву для моих подвигов и в итоге остановилась на о. Филарете.

    Решила ему дрова для печки носить. Настоящие дрова продавали в то время на Варкетили по нескольку лар за мешок или что-то в этом роде. Лишних лар не было и я решила обойтись подручными средствами – собирать хворост в пакетик и везти на другой конец города – в Самгори. Съездила разок, вручила и довольная собой поехала назад. Через пару дней опять потянуло на подвиги.

    Набрала я снова порцию веточек и иду к остановке. Навстречу соседка с со своей колченогой собачонкой Пацико, которая была известной на весь район своей мастерской ловлей крыс.

    – Чего несешь? – и сверлит взглядом мой пакет.

    Пришлось показать. Хотя нарушался принцип тайноделания.

    – Кому это? – продолжается допрос.

    – Да так, … попросили….

    – Кто попросил? – не отстает потенциальный чекист. – Кому нужно это дерьмо?

    Я запуталась в показаниях и пришлось сказать про о. Филарета.

    – Ты больная, да? – тут же разразилась буря. – Это ж сгорит за пять минут. Если нести, то качественное, а не вот это! – и скривила выразительную гримасу. Потом задала вопрос по существу:

    – Ну-ка, давай, говори, где живет батюшка?

    – На Самгори выйти, мимо еврейского кладбища, потом налево, потом вниз и в третий дом от начала улицы постучать три раза. Над воротами королек растет.

    – Издеваешься? А улица как называется?

    – Не помню.

    Она театрально возвела глаза к небу.

    – И она еще берется учить детей?!

    Потом тут же сделала рокировку.

    – Так, я отведу Пацико и поеду с тобой к батюшке! Немедленно. У меня как раз есть хорошие дрова.

    В итоге мы оказались в тот день у батюшки. У искомой калитки соседка взяла на себя роль первой скрипки и клятвенно заверила, что «за дрова теперь отвечает лично она» и не допустит в этом святом деле никакой самодеятельности типа жалких прутиков. Батюшка, само собой, радостно благословил.

    Через день в 7 утра я из окна стала свидетелем спора между соседкой и нашим дворником Рамазом. Причина – кем-то выброшенный деревянный стул без ножки.

    – Отпусти, негодяй, я первая увидела!

    Курд захлебывался от ярости и выкрикивал что-то непечатное

    – Не дам! Участок моя и стул моя!

    Стул трещал всеми целлюлозными клетками.

    «Для батюшки старается», – поняла я, «ведь костьми ляжет за стул».

    С Рамазом соседка находилась в состоянии перманентной войны. То он гонял ее кошек, которых она кормила по утрам, то она жестом сеятеля разбрасывала мокрый хлеб для голубей на уже выметенной территории. Как-то Рамаз погнался за ней с метлой, хорошо хоть не побил «эс гижи» (эта сумасшедшая), как он ее окрестил.

    В итоге победила мужская сила. На соседку было жалко смотреть, она чуть не плакала.

    Но Господь утешил ее по-своему. Выглядываю днем, смотрю тащит она откуда-то старый паркет и сияет, как майское солнце. Милостиво помахала мне рукой и крикнула.

    – Целую гору на Палиашвили кто-то выбросил. Уже третий рейс делаю!

    Лицо ее, обычно с гневными складками, светилось и излучало радость.

    Как мало надо человеку. В однообразной жизни соседки появился новый лучезарный смысл – «Дрова для батюшки!». Все отходы досок и мебели в округе она аккуратно складировала и два раза в неделю в больших сумках отвозила по адресу. Батюшка даже ей выдал ключи от калитки, чтоб заходить туда, когда он будет на службе. Меня она к поездкам ревностно не подпускала:

    – Какой от тебя может быть толк. Это мое!

    Длилась эта священная миссия несколько лет. Потом батюшкины чада провели ему газ.  А соседке оставалось одно, не героическое – иногда носить ему домашние блинчики. Но это было скучно и неинтересно.

    Все-таки, как ни крути, у каждого человека должна быть своя великая миссия. Иначе для чего тогда жить?

     

    Про войну с келейником

    Говорят, каждое доброе дело наказуемо и без искушений не делается. В случае с Зиной и дровами вышло именно так.

    Носит, значит, она эти тяжеленные сумки с дровами к батюшке в хибарку и по ходу дела начинает приглядываться к мизансцене и окружающим персонажам.

    Как-то вернулась злая, и рассказывает:

    – …Пришла я к о. Филарету, а он отдыхал после церкви. Стучу сперва, как положено, три раза. Ноль реакции. Достала ключи, открываю. Чувствую, изнутри кто-то держит, не пускает.

    Глянула в щелку в заборе, кто это там на моих нервах играет. А это придурок батюшкин, Васико, келейник, ты ж представляешь. И где только такого недоделанного выкопали.

    Кричу ему:

    – Васико, открой, это я, Зина. Дрова принесла.

    Он приоткрыл чуть-чуть, нос свой килограммовый высунул и снова попытался закрыть. А я ногу вставила. А он давит что есть силы. Садист 20-летний.

    Я кричу:

    – Ногу пусти, идиот! Войду, эти дрова об твою тупую голову сломаю.

    Тут на шум батюшка изнутри отозвался. А этот, Васико, писклявым голосом докладывает:

    – Батюшка, тут еврейка эта с дровами лезет, а я не пускаю. Как вы благословили!

    И с чего он взял что я еврейка, спрашивается?

    Хорошо, вышел батюшка и меня внутрь завел. Нога болит дико, ходить не могу.

    – Что ж ты наделал, Василий, – говорит батюшка. – Разве так можно?

    А этот без понятия:

    – Вы ж благословили не беспокоить, а она лезет. Еще побить меня хотела. Дровами!!!

    О. Филарет меня по голове, как ребенка, гладит, успокаивает. А на ухо шепчет.

    – Не обижайся на него. Он болящий. Со мной тоже всякое вытворяет. А я смиряюсь. Кого Бог мне послал, того и надо терпеть. Все от Него.

    Вот нервы как потрепали. А я не батюшка, я терпеть не буду. Я ему все высказала:

    – Васико, если ты еще раз что-то такое сделаешь, клянусь, последние волосы твои вырву с корнем. У меня сил хватит.

    Келейник, видимо, затаил обиду за свой волосяной покров и продолжал, по выражению Зины, «гадить по прежнему». Но более технично.

    Каждый поход к батюшке в хибарку оборачивался для Зины нервотрепкой. Вечером после похода следовал подробный отчет об искушениях.

    – Это что ж такое там творится! – восклицала Зина. – Васико этот придурошный только зря там штаны протирает. Бабки о. Филарету нанесут кучу еды – на армию хватит. Он это все съесть не может, и стоят эти банки с вареньями, мацони и голубцами протухают. Мух море. Ясно, что там нужна твердая женская рука. Как моя, например.

    Стала я выбрасывать прокисшее, а тут Васико как заверещит.

    – Батюшка-а-а, скорей сюда, она без благословения вон ту банку в мусор выкинула!!! Я все видел!!!

    Батюшка аж подпрыгнул с перепугу. Он еще слышит плохо.:

    – А, чего? Кто видел? Какую манку?

    Васико орет ему в ухо:

    – Воровка она, еврейка и есть, банку украсть хотела.

    Я объясняю что к чему. О. Филарет только рукой машет:

    – Не трогай тут ничего, пусть стоит, он мне потом, как ты уходишь, житья не дает, бежит банки пересчитывать. Суета такая. А у меня сил нет.

    Вобщем, не дал мне уборку сделать. Только подмела, а Васико за мной ходит хвостом и на совок смотрит, вдруг я что-то ценное выброшу.

    В итоге ушла я с поднявшимся давлением. Вот сижу, в себя прихожу. Нет, я тебе скажу, таким смиренным, как батюшка, быть нельзя! Во, погляди на этого о. Антония. Знает, что в жизни хочет. И келейник его за ним, как собачонка, ходит, и везде у него порядок. А батюшка наш простой и беззлобный, вот ему и пихают всякий хлам, типа Васико. Ох, будь моя воля, навела б я там порядок!

    Так, бурля и ругаясь с келейником, Зина ходила к батюшке без мало десять лет.

    На изломе

    Когда в январе этого года о. Филарет отошел в вечность, Зину прорвало:

    – …Как же мне теперь жить, Господи?! Зачем ты забрал его? Меня ведь только он понимал! … Больше никто…. По голове меня гладил и успокаивал. Уходила от него, как на крыльях … А мне больше ничего не надо было. Только посмотреть на него. И идти дальше…. Все думают, что я злая. А я не такая, я просто мысли свои не умею скрывать и улыбаться, когда хочется по морде дать. Скажу как думаю, пар выпущу, а потом не помню на что и злилась. А батюшка мое сердце видел и знал, какая я внутри. Он любил меня. … Поддержку давал. Так и говорил: «Ты, Зина, простая очень, и ляпаешь, все, что на ум придет. А люди любят, чтоб их по шерстке гладили». Как же мне теперь жить. Ни детей, ни внуков, а родственникам я не верю… Только ему, моему дорогому батюшке и верила. …

    Зина плакала и не могла успокоиться и был в ней испуг ребенка, которой остался совсем один в незнакомой местности и не знает куда идти.

    – Как же я доживать то буду? Надломилась я совсем…

    Попыталась я утешить ее, вот, мол, вокруг сколько хороших людей. Но была отвергнута:

    – Э. Не сравнивай несравнимое. Такого, как наш батюшка, уже не будет. Эпоха ушла. На таких, как ваше поколение, надеяться нельзя.

     

    К чему это я все пишу? Увидите рядом с собой такую Зину с корзиной обличений – не судите строго.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *