• He говорите мне о монахах, которые никогда не смеются. Это смешно…

     

    ЧАСТЬ V из книги “Отцы-пустынники смеются”. В этой книжке собраны забавные, смешные, но вместе с тем и поучительные истории, высказывания монахов-пустынников, живших в эпоху раннего христианства.

    Фото: Андрей Феткулин

    «… благоразумные увенчаются знанием» (Притч 14, 18)

    – Отче, я начинаю стареть, – вздохнул как-то один брат.
    – Если ты хочешь научиться стареть, – отвечал ему старец, – обращай внимание не на то, чего нас лишает старость, а на то, что она нам оставляет.

    * * *

       Авва Исарий как-то заметил: «Для того, кто верует, нет вопросов, а для того, кто не верует, нет ответов».

    * * *

       Молодой монах, не выдержавший суровой жизни пустынника, вернулся в Александрию и бросился в первую попавшуюся таверну.
       – Стакан вина до начала дискуссии!
       Выпив его залпом, он потребовал снова:
       – Хозяин, еще стакан до начала дискуссии!
       И еще:
       – Весь кувшин до начала дискуссии!
       Хозяин, ничего не подозревая, спросил:
       – О какой дискуссии ты говоришь, брат?
       – О той, которая сейчас начнется, когда я скажу тебе, что у меня нет ни гроша!

    * * *

       Один старец сказал: «Тот, кто думает, что имея деньги, можно сделать все, сделает все, чтобы их иметь».

    * * *

       Один монах спросил как-то старца:
       – Отче, я никак не могу взять в толк, какая разница между всесожжением и жертвой?
       – Я отвечу тебе небольшой притчей, – сказал старец. – Однажды свинья и курица прогуливались вместе по двору фермы. Проходя мимо дверей кухни, курица заметила: «Судя по запаху, там жарят яичницу с ветчиной. Как видишь, у нас с тобой одна судьба».
       – Не совсем так, – отвечала свинья. – Для тебя речь идет лишь о пожертвовании, тогда как для меня – о подлинном всесожжении.

     

    Фото: Андрей Феткулин

     

       Один человек сказал великому Антонию:
       – Ты самый великий монах на всем Востоке!
       – Дьявол мне это уже говорил, – отвечал Антоний.

    * * *

       Один молодой монах спросил авву Филарета:
       – Почему ты позволяешь этому брату так долго говорить с тобой?
       – Я забочусь о его здоровье. Ведь если болтун не найдет в день хотя бы одного собеседника, он задохнется.

    * * *

       – Отче, – спросил один молодой монах, – почему Церковь называет святым пребывание в браке?
       – Потому что в нем насчитывается немалое число мучеников! – отвечал с улыбкой старец.

    * * *

       Монаху, который сокрушался о прошлом, старец сказал: «Прошлое подобно разбитому яйцу, а будущее – яйцу, которое предстоит высиживать».

    * * *

       Молодому монаху, который, вернувшись из Александрии, говорил о великой суете и беготне жителей города, старец сказал: «Я не знаю, куда они в конце концов придут, но идут они прямо туда».

    * * *

       – Отче, почему ты всегда так молчалив? – спросил молодой монах авву Серапиона.
       – Прежде всего из-за внутренней дисциплины, – отвечал старец. – К тому же, и без этого слишком много людей, которые говорят и говорят, не находя при этом, что сказать.

    Фото: Андрей Феткулин

     

       Один игумен произнес как-то довольно долгую проповедь о творении, которую завершил словами: «Каждый росток травы есть проповедь для того, кто умеет понимать». Несколько дней спустя старец, проходя перед его хижиной, увидел, что игумен подстригает выросшую вокруг траву.
       – Как приятно видеть тебя за укорачиванием твоих проповедей! – сказал он.

    * * *

       Один старец сообщил как-то своим собратьям следующую весть: «Вчера авва Агафон зажег огонь и внезапно угас».

    * * *

       Старец показывает послушнику его будущую келью.
       – В этой келье, – говорит он, – жили знаменитые отцы Памбо, Сысой, Архинт, Деодат, Климент и Просдоцим.
       – Не может быть! – воскликнул изумленный послушник. – Столько отцов жило в такой маленькой келье!

    * * *

       Один старец из Скитской пустыни имел дар пророчества, и много людей приходило к нему. Но вот однажды он заперся в своей келье, не желая больше никого видеть, и стал проводить свои дни в полном молчании. Через год и один день авва Исарий спросил его:
       – Брат, почему ты решил перестать пророчествовать?
       – Потому что я понял, что для того, чтобы быть пророком, достаточно быть пессимистом, – отвечал старец.

    * * *

       Один монах был недоволен монастырским верблюдом. Старец ему сказал:
       – Хоть он и ленив, но, тем не менее, работает целую неделю и ничего не пьет. А сколько людей на свете пьют и потом целую неделю не работают!

    * * *

       Один старец как-то возмущался:
       – Не понимаю, зачем в монастыре расписание, если монахи все время опаздывают?
       Игумен ему ответил:
       – А как бы ты узнал, что монахи опаздывают, если бы не было расписания?

    * * *

       Однажды монастырь аввы Виссариона, чья душевная деликатность была широко известна, посетил епископ. Старец, желая почтить епископа, немного склонного к чревоугодию, постарался приготовить для него достойную трапезу. Но когда епископ ему сказал:
       – Авва, надеюсь, ты не стал убивать кошку, чтобы приготовить этого зайца? – старец не смог удержаться и ответил:
       – Нет, владыко, я воспользовался уже дохлой.

    Фото: Андрей Феткулин

     

       – Знаешь ли ты, брат, как называется животное, у которого множество ног, зеленые глаза и желтая спинка с черными полосками?
       – Нет, я не знаю, брат, но оно как раз ползет тебе за шиворот…

    * * *

       Один старец сказал: «Обманываться самому и не замечать этого настолько же легко, насколько трудно обманывать других так, чтобы они этого не заметили».

    * * *

       На могиле одного старца поместили следующую надпись: «Здесь покоится в мире авва Серафим, умерший от того, что его лягнул осел. Братия до сих пор испытывает боль».

    * * *

       Один старец сказал: «Работа для монаха есть нечто доброе. Вот почему он должен всегда оставлять немного на завтра».

    * * *

       – Брат, где в этой местности наилучшая гостиница? – спросил путник у старца, сидевшего на пороге своей хижины.
       – Их тут две, брат, – отвечал старец. – Но в какую бы из них ты ни попал, ты пожалеешь, что не попал в другую.

    * * *

       – Где мне найти авву Стациана? – спросил как-то путник у монаха из Келий.
       – Он в свинарнике. Ты его узнаешь по шляпе на голове.

    * * *

       Старец в гостях у собрата спрашивает его:
       – Отче, у тебя то же вино, что и в прошлый раз?
       – Да, брат, то же самое, то же самое…
       – Дай мне тогда стакан воды.

    * * *

       Авву Арсения спросили:
       – Брат, почему ты стал отшельником? Человек не может жить без себе подобных…
       – Но вместе с ними он тоже не может жить, потому что в конце концов для него становится невыносимым, что кто-то ему подобен.

    * * *

       В одном монастыре на берегу Красного моря во время трапезы вспыхнула оживленная дискуссия. Наконец один старец сказал:
       – Умолкнем, братия. Невозможно понять, что мы едим.

    * * *

       Один молодой брат пришел к старцу и сказал ему:
       – Отче, прошу тебя, найди мне череп, чтобы размышлять, глядя на него, о краткости сей жизни. Я думаю, что таким образом мне будет легче сосредоточиться в молитве…
       Старец обещал ему это, но, придавая мало значения такого рода вещам, он принес не один череп, а два.
       – Отче, а почему два черепа? – изумился молодой монах.
       – Чтобы удвоить твое рвение! – отвечал старец. – Гляди, брат, это два черепа великого Афанасия: один когда он был молод, а второй – на склоне лет.

     

    Книга “Отцы-пустынники смеются”

    Из открытых источников

    Фотографии: Андрей Феткулин

     

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *