• На протяжении веков судьба великих христианских реликвий, получивших общее наименование орудий Страстей Христовых (или как их именуют по латыни «Arma Christi»), волновала умы множества верующих.

    Разные авторы включают в число орудий страстей разные предметы, но наиболее общепринято выделять: Святой Крест, титло, гвозди, терновый венец, колонну бичевания, розги или бич, копьё Лонгина, губку с уксусом, плащаницу и сударь. На Западе широкое распространение также получила легенда о Граале, которую мы также постараемся рассмотреть.

    В первой статье, посвящённой орудиям Страстей Господних, мы вспомнили о том, как святая равноапостольная царица Елена обрела великие святыни в 326 году от Рождества Христова.

    Так как далее предания о судьбе святых реликвий разнятся, мы постарались выделить наиболее вероятные версии их исторического пути и попытались указать современное местонахождение Святого креста, гвоздей, титла и тернового венца Спасителя. То есть тех орудий Страстей, которые непосредственно касались Святого Тела Спасителя в момент Его крестных страданий и смерти. Сегодня же попробуем проследить путь остальных реликвий страстей Христовых.

    Копьё Лонгина

    Каждая Божественная литургия начинается с проскомидии (греч. – «принесение»). Во время этого особого священнодействия епископ или священник приготовляет Святой Агнец – ту специальным образом подготовленную частицу хлеба, которая потом будет предлагаться Богу для преложения в Святое Тело Христово. Для приготовления Агнца, священнослужитель берёт большую просфору, которую разрезает и надрезает особым образом, с чтением молитв, воспоминающих Страсти Христовых.

    христианские святыни

    Так, нанося укол литургическим копием (особым ножом в форме наконечника копья) в просфору с правой стороны, священник молитвенно вспоминает поступок охранявшего крест сотника Лонгина: «Един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде кровь и вода. И видевый свидетельствова и истинно есть свидетельство его».

    В Евангелии не упоминается имя воина, проверившего таким образом, жив ли ещё Спаситель и поражённого увиденным чудом, но Священное Предание говорит нам о том, что это был опытный ветеран легиона, центурион (сотник) Гай Кассий Лонгин, родом из Каппадокии.

    Позже, именно центурион Лонгин со своим отрядом был оставлен у Гроба Господня, чтобы сторожить тело Спасителя до третьего дня. Здесь он стал свидетелем чуда воскресения из мёртвых Господа Иисуса Христа, уверовал в Него, а потом принял крещение от апостолов.

    Отвергнувший подкуп иудеев, Лонгин был уволен в отставку и отправился жить в Кесарию Каппадокийскую. Спустя несколько лет, мстительные иудеи сумели уговорить нового римского наместника провинции отправить отряд солдат, чтобы убить бывшего центуриона. Лонгин открылся воинам, рассказал им историю своего обращения в христианство и добровольно отдался на казнь, став одним из первых мучеников за веру.

    Существуют разные версии того, куда позднее делось святое копьё, до мученической кончины святого Лонгина находившееся при нём. По одной из легенд, оно передавалось христианами из рук в руки, пока не попало к апостолу Иуде Алфееву (брат Иакова Алфеева, также именуемый в Евангелиях Леввеем или Фаддеем).

    христианские святыни
    Сотник Лонгин пронзил копьем ребра распятого Спасителя

    Апостол Иуда проповедовал Благую весть в Армении, куда взял с собой и великую святыню. После кончины апостола святыня хранилась армянскими христианами в «Монастыре копья» (монастырь Гегардаванк), а в XIII столетии, копьё Лонгина было перенесено в монастырь Эчмиадзин — исторический центр Армянской Церкви и резиденцию Католикоса всех армян, где хранится и поныне.

    Также в Ватикане (Рим, Италия), польском Кракове и столице Австрии Вене можно встретить свои артефакты, называемые «копьём Лонгина», но самое древнее из них датируется учёными не ранее, чем III веком от Рождества Христова.

    Погребальный сударь Спасителя

    «Прииде же Симон Пётр вслед его и вниде во гроб, и виде ризы едины лежаща и сударь, иже бе на главе его, не с ризами лежащ, но особь свит на единем месте» (Ин. 20:6-7). В этом месте Святого Евангелия упоминается погребальный сударь (убрус, плат) Спасителя, которым была в момент погребения обёрнута Его голова.

    После обретения святых реликвий царицей Еленой, сударь был оставлен для поклонения верующим Иерусалима, где хранился до начала VII столетия. Когда персидский шах Хозров II, люто ненавидевший христиан, захватывал Святой город, сударь Спасителя был тайно вывезен верующими в Александрию Египетскую, а позднее его эвакуировали ещё далее – в Испанию. Предание об этом было записано в XII столетии епископом Овьедским Пелагием.

    Сегодня святой сударь хранится в соборе Сан-Сальвадор испанского города Овьедо, где пребывает уже несколько веков. Убрус Спасителя представляет собой отрез льняной ткани размером 84* 53 см со следами крови и сукровицы, совпадающими с теми, что можно увидеть на знаменитой Туринской плащанице, о которой речь пойдёт далее.

    христианские святыни
    Плат Иисуса Христа, город Овьедо, Испания

    Позднее, католические иерархи пытались подделать святыню, поместив в Ватикане изображение лика Спасителя, известное как «Плат Вероники», якобы отпечатавшееся на погребальном сударе в момент воскресения Господа. Сегодня оригинал этого изображения, видимо, хранится в городке Маноппелло (Италия) в 250 километрах от Рима, а копия в ватиканской сокровищнице в Риме. Публике «Плат Вероники» начали демонстрировать не ранее XIII столетия, а в 1628 году папа Урбан VIII издал запрет на публичный показ полотна.

    Туринская плащаница

    В городе Турин (Италия) в соборе во имя святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, хранится знаменитый плат (саван, плащаница), сохранивший изображение Тела и Головы Спасителя в момент Его воскресения.

    христианские святыни
    Туринская плащаница

    Плащаница представляет собой четырёхметровое льняное полотно, в которое, по Преданию, было завернуто тело Господа Иисуса Христа после смерти. На ней отчетливо видны два отпечатка человеческого тела в полный рост, как со стороны лица, так и со стороны спины.

    После обретения реликвий императрицей Еленой, святая плащаница попала в Константинополь, где в 436 году была помещена сестрой императора Феодосия II Пульхерией в базилику Пресвятой Богородицы во Влахерне.

    Позднее, святыня вернулась в Иерусалим (вероятнее всего в связи с расцветшей в Константинополе ересью иконоборчества), где по свидетельствам паломников пребывала до IX века. В период с IX по XI века святая плащаница вновь перевозится в Константинополь, о чём свидетельствует переписка императоров и данные хронистов.

    В 1204 году Константинополь грабят крестоносцы, и плащаница на долгое время пропадает из поля зрения, пока не появляется во Франции во второй половине XIV века. Оттуда она попадает к представителям Савойской династии, которые со временем воцаряются в Италии. Вот, каким извилистым путём реликвия попадает в Турин.

    Несмотря на то, что радиоуглеродный анализ датировал плащаницу XIII веком, есть целый ряд данных, позволяющих считать святыню подлинной. Во-первых, следы на плащанице совпадают со следами на сударе из Овьедо, датируемом первым веком. Во-вторых, происхождение травы, из которой была сделана ткань плащаницы, относят именно к Передней Азии. В-третьих, на плащанице отпечатались и монеты, которые положили на глаза Спасителя, известные как «лепты Пилата» и датируемые I веком. Наконец, сам радиоуглеродный метод анализа корректен только для реликвий, никогда не переносившихся и не подвергавшийся воздействию разрушающих факторов, чего нельзя сказать о плащанице с её богатой историей путешествий.

    Колонна бичевания

    христианские святыни
    Бичевание Христа

    Убежденный в невиновности Иисуса Христа, прокуратор Иудеи Понтий Пилат приказал подвергнуть Спасителя бичеванию ещё до вынесения приговора, чтобы этим разжалобить и удовлетворить толпу и попытаться сохранить жизнь Тому, о ком толпа кричала «Распни, распни его!».

    Евангельский текст не сообщает о том, сколько ударов было нанесено Иисусу. Но при исследовании Туринской Плащаницы был сделан вывод, что Христу было нанесено 98 ударов: 59 ударов бича с тремя концами, 18 — с двумя концами и 21 — с одним концом. Священное Предание говорит нам о том, что во время этой жуткой экзекуции Спаситель был привязан к особому столбу, который сегодня именуют «колонной бичевания».

    христианские святыни
    колонна бичевания

    Бичей и розог, которыми пользовался римский палач при избиении Господа, до наших дней не сохранилось. Это были его «рабочие инструменты», которые с течением времени, видимо, пришли в негодность и были уничтожены. А вот фрагменты колонны бичевания дошли до нас.

    После обретения реликвий в IV веке, колонна была разделена на несколько частей, которые были развезены в разные города. Сегодня часть колонны бичевания хранится в храме Гроба Господня в Иерусалиме, а ещё одна часть – в соборе во имя великомученика Георгия Победоносца в Стамбуле. Это фрагменты простой круглой колонны небольшой толщины из тёмного камня.

    Ещё одна «колонна бичевания» из пёстрого камня неожиданно была «обретена» кардиналом Колонной в XIII веке и доставлена в Рим, где сегодня выставлена в капелле святого Зенона церкви святой Праскеды в Риме и, вероятнее всего, является позднейшей подделкой.

    Губка, которой пытались напоить Спасителя

    христианские святыни

    Во время крестных страданий, Господа Иисуса Христа мучила жажда. Для облегчения страданий казнимых, охраной крестов был заготовлен специальный состав из уксуса (или дешёвого вина), желчи и воды, которым в походах утоляли жажду сами легионеры.

    Один из воинов оказал Спасителю милость, нацепив на трость губку с этим напитком и дав ему немного утолить жажду. Вскоре после этого Христос скончался.

    Губка повторила судьбу большинства реликвий Страстей Христовых. В 326 году она была обретена равноапостольной Еленой и отправлена в Константинополь. Там губка хранилась много лет, постепенно разделяясь на части, которые дарились церковным иерархам и благочестивым правителям.

    Так, одна из её частей в 1383 году была передана из монастыря святого великомученика Георгия Победоносца в Константинополе архиепископу Дионисию Суздальскому. Владыка привёз святыню в Россию, где она хранится в особом ковчеге в музее Московского Кремля.

    Другая часть святой губки хранится в соборе во имя святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме (Рим, Италия). Вероятно, частицы губки можно встретить и в других местах.

    Грааль

    христианские святыни
    A mosaic of the Last Supper, also considered to be the first Eucharist, adorns the chapel at the Benedictine Sisters of Perpetual Adoration monastery in Clyde Missouri December 18, 2014. (Photo by Dave Kaup/Reuters)

    Священное Предание ничего не говорит нам о Граале (Святом Граале).

    Самое раннее упоминание об этом сосуде (чаше, из которой причащались апостолы на Тайной вечери или же чаше, в которую Иосиф Аримафейский собрал часть крови Спасителя при Его погребении, или же чаше, участвовавшей в обоих событиях) относится к средневековому роману «Персеваль» французского писателя конца XII века Кретьена де Труа. В позднейшей средневековой литературе, рыцарь, испивший из чаши Грааля, получает прощение грехов и бессмертие.

    Православные исследователи усматривают истоки легенд о Граале в мифологии древних кельтов, где был распространён миф о некоем магическом сосуде (или же камне, либо драгоценности), символе жизни и возрождения. После проникновения христианства на Британские острова, миф христианизировался, и Грааль стал отождествляться с чашей Тайной вечери, которую Иосиф Аримафейский будто бы вывез в Британию.

    Православная традиция не относит Грааль к орудиям Страстей Христовых и не имеет сведений об обретении какой-либо чаши, связанной с событиями Тайной вечери или же крестной смерти и погребения Господа Иисуса Христа.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *