• Русские монастыри всегда были центрами просвещения, но именно Заиконоспасский монастырь заслужил наименование «Обители мудрости», так как именно здесь была основана Славяно-греко-латинская академия. Об истории монастыря – в нашей статье.

    История монастыря

    Монастырь был основан Царём Борисом Годуновым в 1600 году. Однако смутное время, повергнувшее Московское государство в страшное разорение, на много лет отодвинуло обустройство новой обители. Лишь при Михаиле Фёдоровиче монастырь был возобновлен на «старом месте, в песках, за иконным рядом» (т.е. рядом иконных лавок) на Никольской улице в ста шагах от Красной площади. Монастырская летопись хранит первое имя настоятеля Варлаама с 1619 года.

    В 1660 году по указу Царя Алексея Михайловича, трудами князя и воеводы Фёдора Фёдоровича Волконского был выстроен главный храм монастыря Спасский собор. С тех пор монастырь получил своё необычное название — Заиконоспасский.

    заиконосспаский монастырь
    Спасский собор Заиконоспасского монастыря

    В первые же десятилетия существования стараниями Патриарха Филарета в нём была создана духовная школа, определившая главную особенность Заиконоспасского монастыря — быть монастырём «учительным».

    Желая духовного просвещения своего народа, Государь всея Руси Алексей Михайлович вознамерился создать здесь  Славяно-греко-латинскую Академию — первое высшее учебное заведение в России. Было получено благословение Антиохийского и Александрийского Патриархов. Приглашённому в Москву Симеону Полоцкому, одному из образованнейших людей того времени, была поручена подготовка сего нового и важного дела. Для покрытия расходов при создании Академии Заиконоспасскому монастырю были приписаны: Данилов и Андреевский монастыри в Москве, Богословский в Рязани, Никольский Песношский в Дмитровском уезде, Медведева пустынь, восемь пустошей в Боровском уезде и царские вотчины в верейском уезде. Кроме того, выделены немалые денежные средства из царской казны.

    духовное просвещение
    Симеон Полоцкий

    Первоначально была создана греко-латинская школа для обучения подьячих Приказа Тайных дел. Симеоном Полоцким был составлен устав Академии. Согласно ему ректором и учителем Академии мог быть только «из сынов православной веры, русских или греков», и при вступлении в должность давать клятву о твёрдом соблюдении православных догматов. Ученики могли быть из любого сословия, но обязательно православного исповедания. По окончании Академии выпускники причислялись к благородному сословию. Кончина помешала довести дело до конца. Погребён Симеон Полоцкий был в Заиконоспасском монастыре.

    Для продолжения академического строительства были приглашены два брата иеромонахи Иоанникий и Софроний Лихуды, греческие учёные и богословы.

    В 1686 году академический корпус был готов. Патриарх Иоаким с собором духовенства присутствовал на открытии и благословил перейти в него учеников Богоявленского и Андреевского монастырей, Ртищевского училища и типографского училища самого Заиконоспасского монастыря.

    В круг академических наук входили: грамматика, пиитика, риторика, диалектика, философия разумительная (умозрительная) и естественная физика, богословие созерцательное (учащее вещей Божественных) и деятельное (учащее очищению совести), право церковное и гражданское. Обучение велось на греческом и латинском языках (причём латинский больше нигде тогда не преподавался).

    С 1704 года архимандрит Заиконоспасского монастыря становился одновременно и ректором Академии.

    Первые годы обучения принесли блестящие результаты, о чём свидетельствовали российские иерархи и вселенские патриархи. На славянский язык было переведено несколько духовных книг.

    Из числа архимандритов-ректоров и учителей вышли многие замечательные пастыри,  богословы, защитники незыблемости православных канонов, миссионеры. Они несли епископское служение в Рязанской, Псковской, Нижегородской, Ярославской, Архангельской епархиях и митрополичье в Новгороде Великом, Киеве, Москве, Санкт-Петербурге. По всей России разносили они из «обители мудрости и Смысла»  свет православного просвещения. Ими были открыты: Славяно-греко-латинское училище  в Новгороде, духовные семинарии в Троице-Сергиевой Лавре и Твери.

    греко латинская академия
    Феофилакт Лопатинский

    В петровские годы увлечения иностранщиной, одним из самых ревностных защитников православных догматов от наступления католичества и лютеранства стал архимандрит монастыря Феофилакт Лопатинский, в дальнейшем митрополит Новгородский, вице-президент Священного Синода. Ещё будучи ректором, он от лица Академии преподнёс Петру I канты, воспевающие полтавскую победу. Царь именным указом предписал выдать на починку академических зданий 2746 рублей, а также передать монастырю иконный ряд. Позже Пётр II выплатил компенсацию за переданные здания и выдал жалованную грамоту на вечное владение этими постройками. Погребён святитель Феофилакт в Александро-Невской лавре.

    Префект Академии Иннокентий Кульчицкий, впоследствии викарий Тобольской епархии, был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.

    На далёкой Камчатке и в Китае несли апостольское служение монахи монастыря и преподаватели Академии. Для проповедованная новообращённым христианам, ректор академии Иосиф Хотунцевич написал катехизис «Сила Божественного учения вкратце начертанная».

    Особенностью Славяно-Греко-Латинской Академии была серьёзная подготовка проповедников для Русской Православной Церкви.

    В Академии был создан специальный класс риторики. В верхнем храме Спасского собора была установлена кафедра, с которой ректоры, префекты и иеромонахи монастыря читали во время службы проповеди. В дальнейшем в Академии утвердилась особенная «должность» — проповедники. В проповедники назначались преподаватели, а в некоторых случаях слушатели (с обязательным утверждением в Священном Синоде). На академические проповеди собирались православные со всей первопрестольной. Арсений Могилянский стал придворным проповедником. Амвросий (Андрей) Подобедов за проповедь, произнесённую в присутствии Императрицы Екатерины II, был награждён бриллиантовым крестом.

    Императрица Елизавета Петровна, приехав в Москву на коронацию, лично повелела восстановить собор после пожара и летом 1742 года присутствовала на его освящении.

    духовное просвещение
    Никольская улица у Заиконоспасского монастыря

    Тогда верхний престол освятили в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость». А на следующий год Святые ворота, выходящие на Никольскую, были увенчаны колокольней.

    Первыми ректорами Славянской Академии были выходцы из Киевской духовной Академии. Со временем ими стали воспитанники Заиконоспасской. Первым ректором из москвичей стал Гавриил Петров. Его продолжателем был Серафим (Глаголевский), выпускник Московского университета, принявший в Заиконоспасском монастыре постриг. В 1819 году он стал митрополитом Московским и Коломенским, а затем  митрополитом Санкт-Петербургским, Новгородским, Эстляндским и Финляндским, а также архимандритом Александро-Невской лавры. Он первым из духовных лиц указом Императора Николая II был награждён орденом Андрея Первозванного.

    Спрос на преподавателей, выпускников и учеников Академии был очень велик. Они направлялись в государственные учреждения, в гвардию, в университет, в открывшуюся Академию наук. Учитель риторики Рафаил Заборовский (впоследствии митрополит Киевский) был назначен обер-иеромонахом флота. Особенно много преподавателей, выпускников и учеников Академии было вытребовано в петровскую эпоху. Случалось, что в славянской академии оставалось всего трое воспитанников. И всё же главными были духовные учреждения: епархиальные управления, академии, семинарии.

    Знаменитые выпускники академии

    Молитвами и усердием нескольких поколений учителей образовательный уровень Академии достиг значительных высот. Славяно-греко-латинскую Академию закончили многие известные деятели русской культуры. Литератор князь Антиох Дмитриевич Кантемир ещё будучи учеником читал проповедь с академической кафедры о великомученике Димитрии Солунском. Впоследствии он составил симфонию на Псалтирь.

    Всемирно известный учёный и основатель новой русской словесности Михаил Васильевич Ломоносов, по представлению земляка заиконоспасскому монаху, был принят в академию, где учился в классе пиитики, риторики и философии.  Леонтий Смотрицкий, автор Арифметики, по которой учились многие поколения россиян. Известный в своё время поэт Василий Петров, придворный библиотекарь. Замечательный богослов Евгений Болховитинов, митрополит Киевский. Священник, поэт, учёный — вот широкий круг выходцев Славянской Академии.

    Особенным попечением Академия пользовалась у митрополита московского Платона, ставшего её официальным Покровителем. При Платоне число учеников с 300 увеличилось до 1500 человек. В то время Заиконоспасский монастырь занимал большие для центра Москвы земли: от Греческого Никольского монастыря весь иконный ряд; большой академический корпус, братские и преподавательские келии вдоль китайгородской стены и обширный монастырский двор между ними.

    духовное просвещение
    Святой праведный Алексий (Мечев) Московский

    Но и они стали тесны для разросшейся Академии. После долгих поисков нового места в 1814 году было принято решение перевести Академию в Троице-Сергиеву Лавру. Несмотря на переезд в Подмосковье, она сохранила наименование Московская Духовная Академия. Её первым ректором, конечно же, стал ректор Славянской академии Симеон (Савва) Крылов. С ним перешли и традиции и дух Заиконоспасской школы.

    В монастыре осталось Заиконоспасское духовное училище. В этом училище обучался Алёша Мечёв, впоследствии прославленный с именем праведный Алексий Московский. В Заиконоспасском монастыре началась его пастырская стезя. Здесь в 1893 году он был рукоположен в священника, а уже потом стал служить в своей Никольской церкви на Маросейке.

    К сожалению, сведения о дальнейшей жизни монастыря скудны. В перечне русских монастырей 2 половины XIX века он значился как ставропигиальный второго разряда.

    После революции монастырь захватили обновленцы, поощряемые большевиками, но это не спасло его от закрытия в 1929 году. Одно время колокольня монастыря была приспособлена для студии первого советского телевизионного вещания.

    Эпоха возрождения Православия в России оживила Заиконоспасский монастырь

    В 1992 году Московской патриархии был возвращён Спасский собор. Возобновились службы и приходская жизнь. Китай-город и примыкающие к нему кварталы не жилые, однако, в Спасском соборе собралась крепкая община. Видимо намоленные древние стены и самый дух монастырский привлекает в обитель православный народ со всех концов Москвы.

    духовное просвещение

    Восстановление обители проходило под руководством архимандрита Петра (Афанасьева), переведённого сюда из Московского подворья Валаамского монастыря.

    Ежедневно в храме совершаются службы по монастырскому чину. Открыты Высшие Знаменские богословские курсы и воскресная школа (монастырь возвращает своё звание «учительного»), Славяно-корейский центр (Руководитель общества священник Александр Сон, штатный клирик монастыря.), молодёжный центр, библиотека, церковная лавка.

    Весной 2000 года монастырю был придан статус «Патриаршего подворья храмов бб. Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе». На заседании Священного синода 5 марта 2010 года было принято решение: «Благословить открытие Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, выделив его из Патриаршего подворья». Наместником монастыря в настоящее время является иеромонах Даниил (Константинов).

    При Заиконоспасском монастыре в 1997 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на профессиональной основе был создан Мужской камерный хор «Благозвонница». Основателем и руководителем хора был игумен Петр (Афанасьев), заслуженный деятель искусств РФ, выпускник Московской консерватории. Ныне художественным руководителем хора является доцент кафедры современного хорового исполнительского искусства консерватории, заслуженный артист России Анатолий Кисляков.

    славяно-греко-латинская академия
    Мужской камерный хор «Благозвонница» при храме Спаса Нерукотворного Образа Заиконоспасского монастыря г.Москвы

    В 2014 году была восстановлена колокольня, построенная в 1902 году архитектором Г.А. Кайзером, и частично разрушенная в советские годы.  Эта башня-колокольня в русско-византийском стиле вместе со старинным Спасским собором стала украшением Российской столицы.

    Благослови, Господи, труды духовенства и прихожан, возрождающих святую обитель, вобравшую в себя яркую историю, изысканную архитектуру и высокий дух просвещения народного.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *