Источник: eg.ru
В марте 1979 года Андрей Тарковский сдал свой самый знаменитый фильм, «Сталкер», – спустя три года после старта съёмок , на несколько дней раньше срока, в надежде, что съёмочная группа получит премию. В прокат картина вышла в 1980 году. Несчастья сваливались на «Сталкер» буквально с первых дней работы над фильмом. Режиссёр и его команда столкнулись с целым рядом трудностей, которые порой казались непреодолимыми. Многие события были очень загадочными – а то и мистическими. Суеверные киношники уверены: это все неспроста. О том, какой ценой дался Тарковскому легендарный фильм, ставший его последней работой в Советском Союзе.
Сама природа была против…
В 1976 году Андрей Арсеньевич Тарковский получил разрешение на съёмки картины по сценарию братьев Стругацких.
Будущий «Сталкер» тогда назывался «Машина желаний».
К осени 1976 года всё было готово к старту: артисты на главные роли утверждены, бюджет сформирован, натура найдена. Экспедиция должна была отправиться в окрестности промышленного города Исфара в Северном Таджикистане. Однако в начале 1977 года там произошло землетрясение и команде пришлось искать другое место. Тогда казалось, что сама природа почему-то против «Сталкера».
Испорченная плёнка
На самом деле «Сталкер» был переснят трижды.
Андрей Арсеньевич Тарковский остался очень недоволен результатом проделанной работы после случая с испорченной плёнкой. Было принято решение ещё раз отснять все ключевые сцены. Режиссёр очень скрупулёзно следил за работой и постоянно пытался всё сделать сам. На площадке царило нервное напряжение, которое спало лишь после того, как Тарковский решил, что всё готово.
Кстати, в результате всех заминок, утраты плёнки и постоянных переделок, финальная стоимость производства «Сталкера» составила более одного миллиона рублей. В наши дни эта сумма эквивалентна одному миллиарду.
Мёртвая река
После землетрясения в окрестностях Исфары оператор Георгий Рерберг очень долго искал новую натуру. В конце концов, подходящее для постапокалиптического настроения картины место было обнаружено в Эстонии. Группа кинематографистов расположилась недалеко от Таллина, на берегу реки Ягала. Рерберг нашёл подходящие декорации – заброшенную электростанцию. В этом месте была очень плохая экология – находящийся чуть выше по течению химический комбинат сбрасывал отходы в реку, убивая в ней всё живое.
Отравленная вода, воздух и почва оказали пагубное влияние на здоровье всех участников экспедиции.
Не пострадал только композитор Эдуард Артемьев, который писал музыку в своей студии в Москве.
Мистика цифр и череда потерь
В одном из кадров фильма среди мусора, валяющегося на земле, появляется лист отрывного календаря. Месяц разобрать трудно, а вот цифры даты видны отчётливо – 28. Никто не знал, откуда взялся этот листок. Скорее всего, это сам Тарковский, который вместе с художниками кропотливо выстраивал каждый кадр, перекладывая с места на место необходимые для создания нужной атмосферы предметы, положил его туда.
28-е декабря 1986 года стал последним днём жизни великого режиссёра. Он умер от страшной болезни – рака лёгких. От этого же недуга ушли из жизни исполнитель одной из главных ролей в «Сталкере», актёр Анатолий Солоницын (в 1982 году) и супруга Андрея Арсеньевича – актриса Лариса Тарковская (в 1998 году).
Некоторые специалисты связывают эти трагические события со съёмками «Сталкера» – воздух на месте съёмок фильма действительно был отравлен. Но что также удивительно, также скоропостижно ушли из жизни актёры Николай Гринько и Александр Кайдановский, один из авторов сценария фильма Аркадий Стругацкий, а также монтажёр Людмила Фейгинова. Последняя погибла во время пожара, который, кстати, уничтожил черновые копии первых вариантов «Сталкера».