Воочию с владыкой Лукой я никогда не виделся, но ощущение близости с ним не покидает много лет. Наше «знакомство» не связано с чудесными видениями, но чудо при этом присутствовало. А было это так.
Двадцать лет назад состоялась встреча, на которой я впервые услышал рассказ очевидца об удивительном человеке, выдающемся хирурге и православном архипастыре.
К нам в редакцию журнала «Держава» позвонила женщина и настойчиво приглашала приехать к ней, чтобы передать статью и рисованные портреты архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). В тот день мы находились в очередном редакционном цейтноте (когда «голова кругом», а номер нужно сдавать срочно) и выезжать куда-либо не было никакой возможности. Однако, слова: «У меня много рисунков, выберете для журнала» заставили оторваться от «неотложных» дел. Ехать нужно было довольно далеко, но сейчас то я прекрасно понимаю какое значение имела эта встреча.
Мы встретились в обыкновенной квартире одной из московских «башен» (как тогда называли двенадцатиэтажки). София Георгиевна Галкина, художница, из настоящей российской интеллигенции старой закваски, дочь полковника Царской армии Георгия Тамбиева. Внешность её я припоминаю с трудом, но сохранилось ощущение статности (несмотря на возраст), душевного покоя и непоколебимой Веры.
Она рассказала о случае из своей жизни, когда будучи тяжело больной в госпитале ей посчастливилось рисовать портрет доктора Войно-Ясенецкого. Так был создан прижизненный портрет святителя Луки, особо почитаемого в России святого доктора, богослова, пастыря.
Со временем «по молитвам Владыки мучительная болезнь отступила» и София смогла родить дочь. С материнской гордостью она показала оформительский эскиз для любимого нами всеми в то время печенья «юбилейное».
– «Это Катина работа».
При встрече меня поразило то, что во время нашего разговора она взяла обыкновенную шариковую ручку и стала дорисовывать портрет. Но потом понял – рука художницы знает что делает. Именно этот дорисованный портрет мы публикуем. А также рисунок дочери Екатерины, рождённой с благословения святителя Луки. И рисунок маленького алтарника. Хотя сейчас он уже большой и вполне вероятно стал священником и, может быть, монахом. Бог об этом ведает.
Рассказ Софии Георгиевны и «живой» портрет святого доктора настолько приблизил меня к этому удивительному человеку, что ощущение внутреннего родства с ним никогда не покидало. Подходя к иконе святителя Луки, я чувствую что приближаюсь к родному человеку, который знает что мне нужно. Посоветует и помолится обо мне грешном пред Богом.
И ещё одно удивительное ощущение рождается при взгляде на прижизненные портреты и фотографии владыки Луки. Он сам, то есть его внешний вид, сам по себе есть икона. Глядя на него ясно видишь присутствие Бога в человеке.
Со временем я многое узнал о святителе. Его жизненный путь подтверждает реальность жизни на земле Иисуса Христа. Всё что довелось ему испытать, можно было выдержать только с помощию Божией.
XX век жестоко обошёлся с русским народом. После революции только чудо могло спасти страну от гибели. Этим чудом стали люди Божии. А как иначе можно назвать человека, принявшего священный сан в 1921 году?
Гонения на Церковь приняли самые жестокие, порою изуверские формы. Священников уничтожали только за то что они «попы», классово чуждые элементы. Бывали и такие, кто не выдерживал и «перевоспитывался» в безбожника.
В этих условиях принятие духовного сана было равносильно подписанию самому себе смертного приговора.
Однажды от скоротечной расправы его спас «красный начальник», которого он ранее вылечил от смертельной раны. Но жестоких допросов, неправедного суда и далёкой ссылки избежать было не возможно. Но куда бы ни заносила его «судьба», он всюду приносил с собой свет Веры. Он был страдальцем и спасителем одновременно. Как врач он возвращал к жизни людей страдающих тяжёлыми «неизлечимыми» болезнями. Как священник он исцелял души, поражённые духом злобы. Всё это свидетельствует о святости его жизни.
При этом, вопреки «нечеловеческим условиям» священник-доктор Войно-Ясенецкий служил людям и как учёный. Его научные труды воспитали несчётное количество новых целителей, помогли вылечить тысячи больных. При неимоверной занятости святитель Лука был ещё и мыслителем богословом. В наше время опубликованы его труды «Дух. Душа и тело», «Наука и религия», автобиографическая книга «Я полюбил страдания». Каждая из них важна в научном плане. В ещё большей степени в духовном просвещении. Как наш современник он высказывался и о тех временах, которые мы называем «смутными». Для нас они важны для осмысления, произошедшего с нами как с народом. Для этого необходимо привести его высказывания целиком.
«… Я тоже полагаю, что очень многое в программе коммунистов соответствует требованиям высшей справедливости и духу Евангелия. Я тоже полагаю, что власть рабочих есть самая лучшая и справедливая форма власти. Но я был бы подлым лжецом перед правдой Христовой, если бы своим епископским авторитетом одобрил бы не только цели революции, но и революционный метод. Мой священный долг учить людей тому, что свобода, равенство и братство священны, но достигнуть их человечество может только по пути Христову — пути любви, кротости, отвержения от себялюбия и нравственного совершенствования. Учение Иисуса Христа и учение Карла Маркса — это два полюса, они совершенно несовместимы и потому Христову правду попирает тот, кто, прислушиваясь к Советской власти, авторитетом церкви Христовой освящает и покрывает все её деяния».
И тем не менее, когда смертельная угроза нависла над Россией — Советским Союзом, святитель Лука, находясь в ссылке обратился к всероссийскому старосте за разрешением оказывать помощь раненым воинам:
«Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий… являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука».
Тысячи солдат и офицеров были спасены от смерти, десятки тысяч от увечья во время его служения в Красноярском госпитале. В декабре 1945 года гражданин Войно-Ясенецкий был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
В следующем году постановлением Совета Народных Комиссаров «За научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах „Очерки гнойной хирургии“, законченном в 1943 году, и „Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов“, опубликованном в 1944 году», профессору Войно-Ясенецкому присуждена Сталинская премия первой степени. Святитель Лука был единственным священнослужителем, удостоенным этой высшей награды того времени.
Летом 1943 года епископ Лука участвовал в Поместном соборе, который избрал предстоятеля Русской Православной Церкви после долгого перерыва. Избранный Патриарх Сергий (Страгородский) включил святителя Луку в состав Священного Синода.
В «Журнале Московской Патриархии» были опубликованы его антивоенные статьи. В статье «К миру призвал нас Господь» он писал: «Поджигатели войны, смертельно испуганные призраком коммунизма, всякого не по-фашистски мыслящего причисляют к коммунистам. Вся масса католического духовенства стала на сторону поджигателей войны и явно сочувствует фашизму. … Каково же наше подлинное отношение к нашему Правительству, к нашему новому государственному строю? Прежде всего, мы, русское духовенство, живем в полном мире с нашим Правительством, и у нас невозможно благословение священников на участие в контрреволюционных или террористических бандах, как это было в Загребе. У нас нет никаких поводов к вражде против Правительства, ибо оно предоставило полную свободу Церкви и не вмешивается в её внутренние дела».
К сожалению, во времена так называемой «оттепели» возобновились гонения на Православную Церковь. В эти годы святитель Лука нёс служение на Симферопольской кафедре. В своих воспоминаниях он писал: «… как трудно мне было плыть против бурного течения антирелигиозной пропаганды, и сколько страданий причинила она мне и доныне причиняет».
Закончился земной путь святителя Луки в день Всех святых в земле Российской просиявших 1961 года от Рождества Христова.
Всей своей жизнью святитель Лука доказывал важную для христианина мысль: «Иногда говорят, что христианская мораль будто бы построена на принципе индивидуализма: каждый за себя, один Бог за всех, и что, например, наиболее нравственным является не тот, кто, жертвуя своей жизнью, выносит из горящего дома ребёнка, а тот, кто смиренно молится о спасении погибающих, не ударяя палец о палец, чтобы спасти их жизнь. Но ведь как раз всё наоборот». Весь отпущенный ему век владыка Лука «выносил ребёнка из горящего дома». С молитвой.
Сейчас этот самый близкий нам по времени канонизации святой молится обо всех страждущих, и помогает обращающимся к нему за помощью. По иному святитель Лука не может. Его жизненное правило — служить Богу и людям. На земле и на небе.