Храм Рождества в Вифлееме представляет двойную ценность для мировой цивилизации – как архитектурный памятник и христианская святыня. На скромное здание в Палестинской провинции обращали свои взоры могущественные монархи и патриархи. Его громили и грабили враги веры Христовой. Его восстанавливали и украшали благочестивые люди. Особое значение Храма Рождества обусловлено тем, что построен он над пещерой, где родился Иисус Христос.

Первые христианские цари

Икона Равноапостольных Елены  и Константина
Икона Равноапостольных Елены и Константина

Первую базилику над пещерой Рождества возвела равноапостольная царица Елена (250-330 г), мать первого христианского царя Константина.

Будучи почтительным сыном, он сделал мать соправительницей и приобщил её к вере Христовой. Царица Елена вместе с сыном не просто распространяли христианство в своих владениях. Они провели археологические изыскания, в результате которых был обнаружен Гроб Господень, крест Господень и несколько гвоздей.

Елене было уже семьдесят лет к тому времени. Она понимала, насколько преходяща земная власть и сделала её средством для спасения души, строя храмы и часовни в святых местах.

После того, как по приказу Елены была построена базилика над пещерой, царь Константин прислал сюда дорогие ткани и другие украшения для здания и пещеры.

Историк Евсевий Кесарийский пишет: «Благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс (император Константин), к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы».

император юстиниан
Император Юстиниан, фреска

Император Юстиниан (483-565 г), талантливый военачальник и православный христианин, за период своего правления (527-565 г) вдвое расширил владения Византийской империи.

С древней мозаики на нас смотрит человек с открытым смелым взглядом и, по-видимому, энергичным решительным характером. Это он возвёл собор Святой Софии, ныне, увы, превращенный турками в мечеть.

Юстиниан не забывал о своих палестинских владениях. Над пещерой Рождества им была построена церковь. Затем она пострадала во время восстания самаритян (529 г), была разрушена и отстроена заново. Именно это здание устояло до наших дней.

Под властью рыцарей-крестоносцев

Войны за Святую Землю сменяли одна другую. В 619-629 годах Вифлеем оккупировали  персы. Они хотели разрушить Храм, но местные жители показали им фреску с изображением персидских волхвов, явившихся поклониться Христу. Персы смутились и оставили святыню в покое. В 630-х годах Вифлеем захватили арабы-мусульмане. Они были воинственны, но недостаточно многочисленны, чтобы вытеснить коренное население. Зато постепенно вынуждали местных крестьян принимать ислам. Учёный Джеймс Паркес пишет: «древнейший элемент палестинских крестьян состоит в основном из бывших евреев и бывших христиан».

танкред
Танкред в Первом крестовом походе (крайний справа)

Крестовые походы XI-XV веков – вооруженное движение народов христианского Запада, имели главной целью освобождение Иерусалима, Вифлеема, Назарета.

В июне 1099 года Вифлеем взял двадцатисемилетний военачальник Танкред Таренский с отрядом в 100 всадников-крестоносцев. Рыцари были католиками. Они первые учредили здесь Вифлеемскую епархию. В Храме Рождества короновались Иерусалимские короли Балдуин I (1058-1118 г) и Балдуин II (1075-1131 г).

Крестоносцы владели Вифлеемом до 1187 года. Затем его заняла армия султана Салах-ад-дина, повелителя Египта и завоевателя Сирии. Через 5 лет в Храм Рождества было разрешено вернуться двум католическим священникам и диакону. Сам он был передан Сирийской православной церкви. Затем городом владел племянник Салах-ад-дина – Аль-Камиль. В 1244 году Вифлеем вошёл в состав Мамлюкского Египта.

Под властью ислама христиане Вифлеема терпели притеснения.

В 1263 году был уничтожен один из монастырей, примыкавших к Храму Рождества. В 1266 году мамлюкский султан Бейбарс I вывез в Египет мрамор и колонны из базилики.

Мы не знаем, кто вёл переговоры с мусульманской властью, но с 1271 года Вифлеем опять стали посещать католические паломники, с 1277 года им позволили совершать богослужения. С 1347 года по настоящее время католическая церковь владеет престолом в приделе Яслей пещеры Рождества. Греческая церковь с 1244 года владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной стены.

Турецкая оккупация

В 1500 годах Вифлеем завоевали турки-османы. С начала 16 и до 20 века Вифлеем, Святая Земля, Иерусалим входили в Османскую Империю. Несмотря на мусульманское владение, паломники попадали в Святые места свободно. Но в 1831-41 годы доступ в Вифлеем был закрыт Муххамедом Али (египетским правителем), под контролем которого находился город в течение десяти лет. Россия вступила в Крымскую войну с Османской империей в 1853—1856 годах, поводом послужил отказ предоставить Российской империи руководство христианскими храмами на Святой Земле. 

история филеема
Паломники в Вифлееме на Рождество. Фото 1890 года.

Британия и Израиль

В 1922 году Османская Империя потеряла своё влияние в Палестине. Вифлеем перешёл под покровительство Великобритании. В 1947 году, с образованием государства Израиль, Вифлеем и Иерусалим стали особыми районами под юрисдикцией ООН.

В 1995 году, согласно мирным договорённостям, Вифлеем перешёл под контроль Палестинской автономии и стал столицей провинции, где проживает около 180 тысяч человек.

В судьбе храма Рождества последнее столетие не отмечается особыми  событиями. Кроме его захвата в 2002 году боевиками-радикалами, которые укрылись там от израильской армии. Накануне исламисты провели серию терактов в Израиле, при этом погибли 130 человек. Израильская армия начала операцию «Защитная стена». Храм, похожий на крепость, боевики сочли за хорошее убежище. Тем более, что там оказались мирные жители, а во францисканском монастыре около 60 монахов. Все эти люди стали заложниками. Переговоры с боевиками длились несколько недель, после чего конфликт был разрешен мирным путём. Боевиков выслали за границу, а мирные жители и монахи вознесли молитвы за своё освобождение. 

Храм Рождества в Вифлееме
Храм Рождества в Вифлееме

Достопримечательности базилики  

Сегодня храм Рождества – это комплекс построек различных стилей и разных эпох. Снаружи он напоминает крепость. Вступая в её главную дверь, придётся наклониться. Высота проёма всего 120 см. Раньше она была намного выше, но во времена арабских и турецких завоеваний христиане сделали вход низким, чтобы захватчики не въезжали в святое место верхом на лошадях. С тех пор эту дверь именуют «врата смирения».

врата смирения
Врата смирения

В здании, сложенном из каменных глыб, в любое время года царит прохлада. Справа и слева – ряды потемневших от времени колонн, когда-то украшенных росписью. Теперь её сложно рассмотреть, но на одной колонне есть лик Христа, глаза которого порой кажутся открытыми, порой закрытыми.

лик христа
Лик Спасителя с открытыми и закрытыми глазами, фотографии сделаны в разное время

Другая колонна примечательна тем, что в ней есть пять отверстий, из которых якобы вылетел рой пчёл и изгнал из храма отряд сарацин. Отверстия расположены так, что в них можно вставить пальцы. Существует поверье, что если паломнику удалось это сделать сразу, его просьба к Богу будет исполнена. 

Крест в колонне

В некоторых местах заметен мозаичный пол, сделанный при императоре Юстиниане. Остатки мозаичной отделки видны на стенах, там же присутствует роспись.

Крыша храма, к сожалению, протекает. Представители трёх конфессий договорились о богослужениях, но никак не договорятся о ремонте…

Пещера Рождества

Базилика

Пещера Рождества находится под алтарём, в неё спускаются по древней лестнице. Здесь ещё холодней. Недаром на иконах и картинах Рождества мы видим, что Святое семейство окружили домашние животные – волы, овцы, ослы согревали людей своим дыханием. В такой обстановке, полной лишений, появился на свет Богомладенец.

Сегодня в пещере создана по возможности уютная обстановка, стены её задрапированы красивыми тканями, повсюду горят лампады и свечи.

Звездой отмечено место рождения Христа

Место рождения Иисуса в восточной части пещеры обозначено серебряной звездой с четырнадцатью лучами. Неподалёку находятся ясли – кормушка для скота, ставшая первой колыбелью Христа. Дощечки из неё убраны, но хранятся в Храме. Дары волхвов тоже сохранились, но находятся на Афоне. Но главное, что влечёт сюда людей – священные камни пещеры, первый кров сына Божьего.

Вифлеемская Богородица

Вифлеемский образ Богородицы

Чудотворная икона Божией матери, или «улыбающаяся Богородица», находится рядом со спуском в пещеру.

По преданию икона написана апостолом Лукой.

Говорят, что улыбается Мария, ещё не зная о грядущем распятии своего Сына.

«И Тебе самой душу пройдёт оружие», –

скажет Ей позже Симеон Богоприимец

Икона за века своего существования успела побывать в России, откуда была передана в Вифлеем незадолго до революции.

Оклад иконы украшен приношениями людей, исцелённых ею: здесь можно увидеть колечки, браслеты, цепочки из драгоценных металлов.

За каждой вещицей – свершившееся чудо, чьё-то счастье, дарованное Святой Марией и её Божественным Сыном.

Если вы тоже жаждете чуда и ждёте помощи свыше, закажите молебен перед Вифлеемской иконой Богородицы.

Молочный грот

Если встать на площади лицом к храму Рождества Христова, то справа, за армянским монастырём, начинается небольшая улица Молочной пещеры.

Пройдя по ней около 300 м, можно увидеть справа вход в католический храм, который прикрывает вход в большую пещеру. Это Молочный грот. Здесь, по преданию, Святое семейство скрывалось от воинов Ирода. Когда Божья матерь кормила младенца, несколько капель молока упали на пол, и своды пещеры внезапно побелели.

Молочный грот с иконой Млекопитательница

Камень здесь действительно светлее, чем тот, который используют местные жители при строительстве зданий. Известняк порой соскабливают со стен грота, чтобы использовать как лекарство. Говорят, что бесплодные женщины, вкусив его, рождают долгожданных детей, а у кормящих матерей прибавляется молоко. В это верят и мусульмане и христиане. В Молочном гроте можно увидеть многочисленные фотографии счастливых матерей с младенцами — свидетельства чудес. Стены украшены благодарственными надписями счастливых родителей. Грот украшает икона «Млекопитательница».

Пещера Вифлеемских младенцев

Вблизи храма Рождества Христова находится пещера Вифлеемских младенцев, убиенных по приказанию царя Ирода. Разные традиции называют разное число маленьких мучеников, сходятся в одном – здесь погибли тысячи мальчиков младше двух лет. Христа спасло бегство Святого Семейства в Египет по совету ангела.

Ковчег с мощами младенцев

Большую часть детских останков когда-то перенесли в Константинополь, часть осталась в пещере. Русская православная церковь вспоминает Вифлеемских младенцев 11 января. К ним взывают те, кто раскаивается в грехе аборта. Заказать молитву у мощей Вифлеемских младенцев поможет сервис «Записки Елицы».

С Храмом Рождества соседствуют три монастыря:

  • Православный греческий монастырь.
  • Армянский монастырь.
  • Францисканский монастырь с церковью Святой Екатерины, главным католическим храмом города.

Под церковью Святой Екатерины находится пещера, где подвизался Святой Иероним. Здесь много лет он переводил Библию на латинский язык. Церковь принадлежит католикам. Но великомученица Екатерина является святой и для православных. Эта  мудрая девушка за свои христианские убеждения была казнена императором-язычником. Святой Иероним чтил её память, поэтому впоследствии над его пещерой была возведена церковь, посвящённая этой подвижнице. 

Пещера святого Иеронима

В окрестностях Вифлеема есть немало других библейских святынь, но Храм поистине жемчужина Святой Земли.

В Храме Рождества служит православный священник, отец Спиридон Саммур – друг издания «ЕлицыМедиа». Именно он читает ваши записки, возносит к Богу молитвы за вас, дорогие читатели. Литургию в пещере отец Спиридон служит, как в древности. Здесь нет солеи, нет огромного иконостаса. Но в Вифлееме можно стоять возле престола, называть имена своих близких и батюшка вынимает за них частички. Это таинство производит огромное впечатление на паломников.

Палестина – вторая родина христиан, колыбель нашей веры. Святые места, как живые  очевидцы библейских событий, несут миру непрерывную проповедь о Спасителе. Их влияние на судьбу человека связано с его любовью к Творцу и силой молитвы. Здесь сокровища благодати и духовных прозрений даруются тем, кто к ним стремится.

Но даже вдали от Вифлеема и Иерусалима, благодаря Евангелию и кругу богослужений, образы Святой Земли укрепляют и вдохновляют нас среди житейских бурь.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нравится наш портал?x

Проект «ЕлицыМедиа» существует исключительно на пожертвования читателей.
Если Вам нравится то, что мы делаем, Вы можете поддержать нашу работу, перечислив любую посильную сумму.

Помочь проекту