29 июня Церковь отмечает перенесение мощей святителя Феофана. Этот святой человек всю жизнь стремился к знаниям. И знания не надмевали его. Надмевала только суета жизни. И потому к концу жизни он выбирает трудный путь затвора. Это путь от знания к истинному познанию Бога Слова. Благодаря этому подвигу святитель Феофан оставил после себя более 60 книг духовного содержания. Теперь и мы можем наслаждаться этим богатым духовным наследием. Что ещё мы знаем о жизни и трудах святителя Феофана? Об этом – в нашей статье.
22 января 1815 года в благочестивой семье священника Василия Говорова из села Чернава (ныне Липецкая область) родился сын, Георгий. С детства Георгий любил учиться и узнавать о Боге, и потому, уже в восьмилетнем возрасте родители определяют его в Ливенское духовное училище. Учился он терпеливо и прилежно, всего себя отдавая знаниям.
Спустя 6 лет Георгий поступает в Орловскую духовную семинарию. Тяга к знаниям в нем была была настолько высока, что он учась на отлично, попросил остаться на второй год в философском классе, чтобы лучше вникнуть в детали этой науки. По окончании семинарии, Георгий, как лучший из учеников, получил возможность бесплатно продолжить обучение в Киевской духовной академии.
Выбор пути
Учась в Академии, Георгий часто уединялся в Киево-Печерской Лавре, чтобы была возможность подумать, понаблюдать за жизнью монахов. Здесь появляются его первые духовные сочинения.
Но прекрасное время учебы вскоре омрачилось горькими событиями : в 1838 году умирает его горячо любимая мама, а спустя год отходит к Богу и его отец. Эти события сильно потрясли молодого юношу, и он, понимая, что в миру его уже больше ничего не держит, принимает решение уйти в монастырь. В 1840 году Георгий подает прощение на постриг и через год ему нарекают новое имя, Феофан.
Просветительская деятельность
В 1841 году, Феофан, уже будучи иеромонахом, успешно заканчивает Академию со степенью магистра богословия. И его отправляют трудиться на должность ректора в Киево-Софийское духовное училище.
Затем его переводят преподавать в Новгородскую духовную семинарию, а спустя некоторое время он уже трудится в Санкт-Петербургской духовной академии. За своё усердие на ниве духовного просвещения он получает звание соборного иеромонаха Александро-Невской Лавры. Но это совсем не то, чего желает душа Феофана. И потому, через некоторое время он подает прощение освободить его от занимаемой должности.
Духовная миссия на Святой Земле
Господь удивительным образом устраивает жизнь святого человека, максимально приближая его к Себе, и потому, в скором времени иеромонаха Феофана назначают членом Русской миссии в Иерусалиме. Здесь иеромонах Феофан осваивает иконопись, а так же углубляет свои языковые знания в греческом, арабском, французском и еврейском языках. Одним из серьезных трудов, за который взялся Феофан, был перевод с греческого на русский широко известного “Добротолюбия”.
На Святой Земле Феофан так же получил возможность подробно изучить основы других вероисповеданий, что благотворно сказывалось на его дальнейшей духовной миссии. К сожалению, начавшаяся в 1853 году в Крыму война, заставила вернуться на Родину всех участников миссии.
Дальнейшее служение
По возвращении на Родину, иеромонаха Феофана возводят в сан архимандрита. И его направляют преподавать в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Затем его назначают ректором в Олонецкую духовную семинарию, где он проявляет к своим учащимся настоящую любовь и заботу. Он самостоятельно организовывает постройку первого семинарского корпуса, следит за всеми работами, а так же занимается изданием семинарских ведомостей. Его трудами при семинарии была организована противораскольническая библиотека
В 1856 году архимандрита Феофана назначают настоятелем русский посольской церкви в Константинополе. В его задачу входил сбор информации по поводу разгоравшегося на тот момент греко-болгарского раскола. За усердное служение он был награжден орденом Святой Анны 2 степени.
По возвращении в Россию Феофана назначают ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии. За своё усердие на этом посту он получает в награду орден Святого Владимира, 3 степени.
Епископский крест
Святых людей, тружеников, с большим умом и сердцем, каким был Феофан, Святая Церковь никогда не оставляет в стороне. И потому, святому Феофану предстояло ещё одно, нелегкое служение. В 1859 году архимандрита Феофана возводят в сан епископа Тамбовского и Шацкого. Ввереная ему епархия была весьма многочислена, в её владениях нередко встречались раскольники и еретики. И новый епископ львиную долю своей работы посвящает просветительский деятельности и борьбе с расколом. Здесь он так же занимается изданием Тамбовских епархиальных ведомостей, в которых делится секретами и особенностями собственной проповеди.
Своим умом и начитанностью епископ Феофан привлекал многих людей. Благодаря ему в рядах священников появились высокообразованные лица. Как раз в это время выходят в свет “Письма о христианской жизни”, епископа Феофана, которые пользуются особой популярностью как среди духовенства, так и прихожан.
1861 году епископу поручают Серафимо-Дивеевский монастырь, где он играет значительную роль в устранении внутримонастырских конфликтов. А через 2 года владыку Феофана переводят на Владимирскую кафедру. Ревностно и твердо владыка Феофан ведет проповедническую деятельность, борется с раскольниками и еретиками. Владыка активно участвует в выпуске “Владимирских епархиальных ведомостей”, где активно призывает духовенство к проповеди и даже с этой целью издает подробную инструкцию. Стараниями владыки так же организовывается православное братство и женское епархиальное училище. За большие труды владыка Феофан вскоре получает еще один орден – святой Анны, 1 степени.
Но всё это тяготило владыку Феофана. Понимая, что его труд полезен и нужен людям, он никак не решался написать прошение об отставке. Однако душа его всем сердцем стремилась к уединенному богообщению и потому, он 1866 году пишет прошение. С этого момента начинается совершенно другая жизнь святого Феофана.
Жизнь в затворе
Поначалу многие из священноначалия были недовольны прошением епископа Феофана, но владыка смог убедить их, что стремится к затвору, чтобы послужить на благо Церкви. Тогда архипастыри приняли его прошение и направили настоятелем в Вышенскую пустынь(Тамбовская область). Но и эта должность тяготила святого Феофана. И через некоторое время он просит освободить его от этой обязанности.
Живя в отдельном домике, владыку Феофана все же не оставляли мысли вернуться к активной мирской деятельности и он серьезно подумывал потрудиться в московской епархии. Но желание затвора все же пересилило в нем борьбу интересов активной епископской деятельности. И 1872 году владыка уходит в затвор.
И тут уже наконец-то владыка смог всего себя посвятить книжнечеству. Он занимается ререводом аскетических книг, ведет активную переписку с паствой, заканчивает перевод “Добротолюбия” и за этот труд удостаивается степени доктора богословия. В своей келье вдадыка устроил домовую церковь, где ежедневно служил Литургию.
В 1894 году в праздник Крещения Господня владыка Феофан перешел в вечность.
Наболее известные труды святителя Феофана:
- Письма о христианской жизни.
- Письма о духовной жизни.
- Поучения.
- Внутренняя жизнь.
- Начертание христианского нравоучения.
- Опыт христианской психологии.
- Душа и ангел.
- Два слова о святом Таинстве Крещения.
- Воплощенное домостроительство.
- Письма о разных предметах веры и жизни.
- Собрания писем.
А так же множество толкований на послания святых апостолов.
Ныне мощи святителя Феофана хранятся в Казанском соборе Вышенской пустыни – Рязанская область, Шацкий район, поселок Выша.