Москва – столица России, а ведь так было не всегда. Еще каких-то 800 лет назад Москва была небольшим удельным княжеством, ничем не отличающимся от других. Попробуем взглянуть в глубь веков и посмотреть на личность, которая смогла вывести простой град Москву на новый уровень. Ко дню памяти благоверного князя Даниила Московского (17 марта) наш материал.

даниил московский
Икона Александра Невского и Даниила Московского

Шел  1261 год. Русь находилась в плачевном положении под гнетом ордынского ига. Многие из князей приходили на поклон к хану и не возвращались.

В семье великого князя Александра Невского родился четвертый сын – Даниил. На тот момент Александру было уже 40 лет. Но радость нового отцовства была недолгой – всего через 2 года  после поездки в Орду от тяжелой болезни  Александр почил.

Заботу о мальчике, оставшемся без отца взял на себя родной дядя Даниила, Ярослав Рюрикович, который в то время управлял тверскими землями. В те годы шла жесткая борьба за власть между родственниками, и чтобы оградить от этой распри малолетнего князя, Ярослав воспитывал его отдельно от братьев.

Когда Даниилу исполнилось 11 лет, он получил управление над Москвой и ближайшими областями.

Москва в то время была небольшим городом и уступала по своей значимости другим древнерусским городам. Маленькая территория Москвы ограничивалась лишь частью бассейна Москва-реки.

Но Даниил не стал спорить с братьями по поводу доставшейся ему части наследства, а трудом и миролюбием стал возделывать доставшуюся ему на попечение землю. Прекрасно понимая, что в новом деле без Божией помощи ему не справиться, он первым делом основывает церковь в честь Преображения Господня на территории московского Кремля.

Истинная вера великого князя занимает достойное место на его государственном поприще. Так, помимо церкви в Кремле, князь основывает на правом берегу Москва-реки монастырь в честь своего святого заступника – Даниила Столпника. В 1300 году он строит архиерейский дом на Крутицком подворье с храмом в честь св. апп. Пётра и Павла. Историки также приписывают князю Даниилу основание и другого монастыря – Святого Богоявления, что на Китай-городе. Подобная церковная политика привлекает в Москву архиереев, что впоследствии сделает Москву духовном центром всего государства (в 1325 г.)

Даниилов монастырь

Страна в те времена находилась под гнетом татаро-монгольского ига. Татарский хан стремился действовать по принципу «разделяй и властвуй», сея вражду между князьями. Так, в 1282 г. столкновение двух войск братьев Дмитрия и Андрея чуть не закончилось кровопролитием (в борьбе за Владимирское княжение). Но князю Даниилу удалось помирить своих братьев путем мирного соглашения.

даниил московский

Мирный союз продолжался недолго. Уже через год князь Андрей, объединившись с ордынцами, организовал поход под названием «Дюденева рать», в  результате которого пострадало  14 русских городов, в том числе и Москва.

Набеги со стороны татаро-монгольского ига оставили этот город в плачевном состоянии. Недавно отстроенный Свято-Данилов монастырь также подвергся разорению. Но  князь Даниил не унывал, и всячески старался сохранять мир и спокойствие на своей земле. Трудом и миролюбием он восстанавливал разоренный город.

Уже после смерти брата Димитрия, князь Андрей хотел захватить Переславль-Залесский. В этот раз святому князю Даниилу удалось помешать этому. Объединившись с князем Михаилом Тверским, Даниил выступил против Андрея многочисленной армией. Но и здесь столкновения не произошло и вопрос решился путем мирных переговоров.

Миролюбие князя сослужило ему хорошей репутацией. И в 1296 г. он был приглашен на княжение в Великий Новгород. Постепенно усиливалось политическое влияние святого князя, так как он старался объединять земли путем мира и не вступать в бой без крайней необходимости.  Так в последствии Даниил присоединил к себе Переславль-Залесский и Коломну.

Примечательно, что его четвертый сын, так же после смерти родителя стал князем московским, вошедшим в историю, как известная личность – Иван Калита.

Чувствуя приближение смерти, Даниил в 1303 году оставляет государственные дела и принимает великую схиму в основанном им Даниловском монастыре. По свидетельству Лаврентьевской летописи святой князь почил 5 марта 1303 года и похоронен был в том же монастыре. Торжественное обретение мощей состоялось в 1652 г. при царе Алексее Михайловиче.  По сей день они находятся в Даниловом монастыре.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *