Москва – столица России, а ведь так было не всегда. Еще каких-то 800 лет назад Москва была небольшим удельным княжеством, ничем не отличающимся от других. Попробуем взглянуть в глубь веков и посмотреть на личность, которая смогла вывести простой град Москву на новый уровень. Ко дню памяти благоверного князя Даниила Московского (17 марта) наш материал.
Шел 1261 год. Русь находилась в плачевном положении под гнетом ордынского ига. Многие из князей приходили на поклон к хану и не возвращались.
В семье великого князя Александра Невского родился четвертый сын – Даниил. На тот момент Александру было уже 40 лет. Но радость нового отцовства была недолгой – всего через 2 года после поездки в Орду от тяжелой болезни Александр почил.
Заботу о мальчике, оставшемся без отца взял на себя родной дядя Даниила, Ярослав Рюрикович, который в то время управлял тверскими землями. В те годы шла жесткая борьба за власть между родственниками, и чтобы оградить от этой распри малолетнего князя, Ярослав воспитывал его отдельно от братьев.
Когда Даниилу исполнилось 11 лет, он получил управление над Москвой и ближайшими областями.
Москва в то время была небольшим городом и уступала по своей значимости другим древнерусским городам. Маленькая территория Москвы ограничивалась лишь частью бассейна Москва-реки.
Но Даниил не стал спорить с братьями по поводу доставшейся ему части наследства, а трудом и миролюбием стал возделывать доставшуюся ему на попечение землю. Прекрасно понимая, что в новом деле без Божией помощи ему не справиться, он первым делом основывает церковь в честь Преображения Господня на территории московского Кремля.
Истинная вера великого князя занимает достойное место на его государственном поприще. Так, помимо церкви в Кремле, князь основывает на правом берегу Москва-реки монастырь в честь своего святого заступника – Даниила Столпника. В 1300 году он строит архиерейский дом на Крутицком подворье с храмом в честь св. апп. Пётра и Павла. Историки также приписывают князю Даниилу основание и другого монастыря – Святого Богоявления, что на Китай-городе. Подобная церковная политика привлекает в Москву архиереев, что впоследствии сделает Москву духовном центром всего государства (в 1325 г.)
Страна в те времена находилась под гнетом татаро-монгольского ига. Татарский хан стремился действовать по принципу «разделяй и властвуй», сея вражду между князьями. Так, в 1282 г. столкновение двух войск братьев Дмитрия и Андрея чуть не закончилось кровопролитием (в борьбе за Владимирское княжение). Но князю Даниилу удалось помирить своих братьев путем мирного соглашения.
Мирный союз продолжался недолго. Уже через год князь Андрей, объединившись с ордынцами, организовал поход под названием «Дюденева рать», в результате которого пострадало 14 русских городов, в том числе и Москва.
Набеги со стороны татаро-монгольского ига оставили этот город в плачевном состоянии. Недавно отстроенный Свято-Данилов монастырь также подвергся разорению. Но князь Даниил не унывал, и всячески старался сохранять мир и спокойствие на своей земле. Трудом и миролюбием он восстанавливал разоренный город.
Уже после смерти брата Димитрия, князь Андрей хотел захватить Переславль-Залесский. В этот раз святому князю Даниилу удалось помешать этому. Объединившись с князем Михаилом Тверским, Даниил выступил против Андрея многочисленной армией. Но и здесь столкновения не произошло и вопрос решился путем мирных переговоров.
Миролюбие князя сослужило ему хорошей репутацией. И в 1296 г. он был приглашен на княжение в Великий Новгород. Постепенно усиливалось политическое влияние святого князя, так как он старался объединять земли путем мира и не вступать в бой без крайней необходимости. Так в последствии Даниил присоединил к себе Переславль-Залесский и Коломну.
Примечательно, что его четвертый сын, так же после смерти родителя стал князем московским, вошедшим в историю, как известная личность – Иван Калита.
Чувствуя приближение смерти, Даниил в 1303 году оставляет государственные дела и принимает великую схиму в основанном им Даниловском монастыре. По свидетельству Лаврентьевской летописи святой князь почил 5 марта 1303 года и похоронен был в том же монастыре. Торжественное обретение мощей состоялось в 1652 г. при царе Алексее Михайловиче. По сей день они находятся в Даниловом монастыре.