Что говорит Библия о бизнесе? Каковы русские купеческие традиции? Как вести торговое дело по-Божьи? Какие святые помогают бизнесменам?
Торговля всегда была делом сложным и опасным. В древние времена и средневековье купцам приходилось везти товары из-за тридевять земель. На караваны и корабли нападали разбойники, кто-то становился добычей стихии, кто-то умирал в пути от болезней, не выдержав трудностей. Во времена предреволюционные риск для жизни снизился, но по-прежнему оставалась вероятность разориться, стать жертвой аферистов, угодить в долговую тюрьму.
В наши дни бизнес тоже подстерегают немало опасностей — организованная преступность, трудности с кредитованием, происки конкурентов и многое другое.
Поэтому люди, занимающиеся торговым делом, просят помощи у Бога. И правильно делают.
Как относится к бизнесу Библия?
В Книге книг немало упоминаний о торговле и купцах в положительном контексте.
Ис. 23.8. «которого купцы были князья, торговцы — знаменитости земли»;
Мф. 25:27. «тебе следовало вложить мои деньги у менял, и я, придя, вернул бы своё с прибылью»;
Деян 16.14. «и торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала»;
Ис. 23.18. «торговля его и прибыль его будут посвящаемы Господу»;
Мф. 25.9. «пойдите лучше к продающим и купите себе».
Торговля, как и в наши дни, знакомила граждан с новинками из соседних стран, помогала ремесленникам и крестьянам сбыть свою продукцию. Благодаря ей развивались международные отношения и производства. Приёмный отец Иисуса, праведный Иосиф, будучи плотником, тоже торговал своими изделиями или отдавал их торговцам для сбыта.
Порой благочестие и способность к спасению души сравнивается в Библии с финансовыми операциями.
Так, в притче о талантах, хозяин упрекает раба, который не отдал деньги в рост, а зарыл. На самом деле речь идёт о человеке, который скрыл и не преумножил свои лучшие качества, данные Творцом, этим огорчив Его. «Надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя, получил бы моё с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25:26-30).
И притча о жемчужине, где говорится о человеке, который множество мелких жемчужин меняет на одну крупную. Подразумевается милость Бога к праведникам, которые по своей душевной чистоте превосходят обычных людей. «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Мф. 13, 45-46).
Читатели могут спросить: а как же изгнание Христом торгующих из Храма?
Это не повод считать, что торговля неугодна Богу. Причина Его поступка иная. Вспомним, что приносили в жертву в Храме: волов, овец, голубей. Продавцы и покупатели увлечённо рядились о цене. Соответственно, грязь и шум там были, как на крестьянском дворе. А ведь рядом находилась Святая святых с Ковчегом завета…
Отметим, что сегодня в каждом храме продают свечи, иконы. Но всё происходит тихо и пристойно. Чему учит библейский сюжет? Не погружайтесь всецело в мирскую суету.
Бог видит нас в любой ситуации и может в любое время остановить тех, кто забыл о Нём.
Купеческие традиции на Руси
Семейные ценности купечества
Будучи выходцами из крестьянской среды, купцы хранили православную веру чистой, незамутнённой современными влияниями. В семье царствовал патриархальный уклад, важные решения принимал старший мужчина в роду. Сыновья обычно продолжали дело отца. Дочерям выбирали женихов родители.
Помните, в комедии «Женитьба Бальзаминова» дядя-купец выставляет за дверь главного героя, молодого чиновника, который сватается к его племяннице? Дабы не промотал приданого.
Самостоятельные решения молодёжи считались бунтом и становились поводом для лишения наследства. На этом основании писатели порой обвиняли купцов в мракобесии и самодурстве. Кстати, сегодня такие же обвинения слышат православные консерваторы. Ничто не ново под луной.
Купцы, в свою очередь, критически относились к европейским трендам, как сказали бы сегодня. Так, в одной из моих любимых книг «В лесах и на горах» отец-купец приходит в ужас от модного платья своей дочери с откровенным декольте. Жених, подаривший платье, получает отказ, хотя он богат. Дело не в деньгах, а в морали.
Отношение к женщине в купеческой среде зависело от того, как она себя проявляла. Дочерью руководили, жене покровительствовали, но если женщина оказывалась в роли богатой сироты или вдовы с капиталом, она сама могла развивать своё дело, записаться в купеческую гильдию и с нею считались, как с каждым преуспевающим человеком.
Честное купеческое слово
При сделках разного рода решающую роль играла честность. Долгое время купцы не заключали договоры на бумаге, но скрепляли их рукопожатием. «Между купцами — одно рукобитье», гласит поговорка.
Купец Сергей Иванович Четвериков после смерти отца, который оставил крупные долги, пообещал рассчитаться со всеми кредиторами. Ему понадобилось на это 36 лет! За это время большинство кредиторов забыли о долгах, но Четвериков продолжал рассчитываться, пока не выплатил весь долг. Благодаря такой честности, его компания приобрела безграничное уважение в деловом мире.
Репутация честного человека открывала новые возможности, обеспечивала поддержку и большой кредит в трудный час. Это была лучшая реклама.
Сегодня бизнесмен, генеральный директор Пётр Базунов рассуждает о православном предпринимательстве:
«У деловых отношений должна быть здравая суть, которая будет удерживать их в конструктивном русле. Нельзя, например, предлагать к продаже то, в чем ты не уверен, что оно нужно покупателю. Это попытка обмана, которую нельзя потом понять и оправдать. Нельзя, пользуясь своим положением, заставлять продавца отдавать почти задаром то, что тебе нужно, и что ты знаешь, он уже предлагает тебе за вполне приемлемую цену. В нашем бизнесе в нашей культуре не должно быть насилия и манипуляций».
Торговое дело по-Божьи, значит, не по лжи.
Купцы заботились о своих работниках, как отмечают в мемуарах их современники. Проявляли щедрость и повышали в должностях более усердных. Порой воспитывали из приёмышей-сирот новых предпринимателей. Великодушие и покровительство, это тоже по-Божьи.
Купцы не вкладывали средства в дела противозаконные и безнравственные. Вряд ли кто-то из них отсыпал бы денег на современный спектакль или фильм непристойной тематики, даже если он принесёт дивиденды.
Такой подход актуален и в наши дни. Архиепископ Амвросий, ректор Московской духовной академии, подчёркивает:
«Для православного человека недопустима деятельность, связанная с коррупцией, с подкупом, с отмыванием денег, с наркоторговлей, с индустрией безнравственности. Все, что противоречит евангельскому образу жизни, безусловно, не может быть положено в основу экономической или предпринимательской деятельности человека, который заявляет о себе как о христианине». Чистота помыслов и благие цели, это тоже по-Божьи.
Главные благотворители
Купцы тратили огромные суммы на благотворительность. Введите в поиск Интернета фразу «церковь построена купцом», и увидите десятки красивейших фото. Старинные церкви, которым сотни лет, начиная со времён Иоанна Грозного, заканчивая предреволюционным периодом. Без купеческой щедрости Россия была бы лишена многих архитектурных памятников.
Один из примеров, церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках, которая долго служила образцом при возведении российских храмов. Построена по заказу купца Григория Никитникова в 1628-1651 годы. По смерти он упокоился в усыпальнице под её сводами.
Благодаря своему великодушию многие негоцианты остались в истории.
Так, купец Гаврила Солодовников (1826-1901) из своего капитала в 22 миллиона, 20 миллионов пожертвовал на благотворительность, остальное оставил родственникам.
Его радениями появились: роддом в Серпухове, Детские приюты и профессиональные школы в Серпуховском уезде, женские училища в Тверской, Архангельской, Вологодской, Вятской губерниях. Кстати, обучение женщин в те времена поддерживали просвещённые люди. Представьте, сколько бедной молодёжи бесплатно получили образование, благодаря этому купцу и вышли в люди.
Среди благотворителей: семейство Бахрушиных, Морозовых, фон Дервиз, Третьяков, всех не перечесть, истории на несколько томов.
Добрые традиции купечества:
— Строительство храмов, пожертвования на монастырские нужды.
— Возведение и финансирование сиротских приютов, богаделен, больниц.
— Меценатство, попечение о талантливых людях и образовательных учреждениях.
— Создание музеев, собирание лучших произведений искусства для них.
Святые «третьего» сословия
Купечество считалось на Руси третьим сословием, после духовенства и аристократии.
Любовь к Богу и стремление каждый поступок сверять с Заповедями порождали в купеческих семьях чад, которые стремились к монашеской жизни. Родители не препятствовали им. Такой оказалась судьба Серафима Саровского.
Его отец был хозяином нескольких кирпичных заводов в Курске. Незадолго до своей смерти он начал строительство собора в родном городе, но почил. И дело его продолжила супруга. Когда младший сын, Прохор, будущий преподобный Серафим, решил уйти в монастырь, она поддержала его решение.
Ныне Курск украшает Сергиево-Казанский собор, а Русскую церковь озаряет образ преподобного Серафима.
Преподобный Иринарх Ростовский, в миру Илья, был из купеческого сословия. В тридцать лет он принял постриг. И после восьми лет обычного монашества, тридцать лет прожил в затворе. Именно он благословил Минина и Пожарского на борьбу с польскими оккупантами.
Преподобный Серафим Вырицкий, в миру Василий, тоже был из купцов. До пострижения в монахи отмечен Священным Синодом как щедрый благотворитель. Десятки тысяч рублей золотом отдал на храм и добрые дела. Во время Великой Отечественной войны, будучи ветхим старцем, Серафим часами молился, склонив колени на камень в саду. Под снегом, под дождём, в любую погоду старец просил у Бога победы для русских войск. И дожил до неё. Перед смертью, в 1949 году ему явилась Богородица и указала десницей на небо.
Из купеческой среды вышли много Оптинских старцев, Игумен Оптиной пустыни Моисей, игумен Саровской пустыни Исайя, игумен Малоярославецкого Никольского монастыря Антоний и много других молитвенников за Россию.
Какие святые помогают бизнесменам?
Чтобы стать успешным предпринимателем, принято, прежде всего, обращаться к подвижникам, которые были не чужды руководящей или торговой деятельности.
Святые равноапостольные царь Константин и царица Елена были могущественными владыками и богатыми людьми. Они занимались строительством в своих обширных владениях. К ним обращаются с молитвой основатели фирм и политики, чтобы преуспеть.
Николай Угодник никогда не позволит своему почитателю обеднеть. При жизни он был епископом и жертвователем на добрые дела. Также он странствовал и был способен остановить морскую бурю, чтобы сохранить корабль. Поэтому к нему стоит обращаться тем, кто перевозит товары на дальние расстояния.
Иосиф Волоцкий при жизни построил монастырь, который быстро разбогател. Святой проявлял талант в хозяйственных делах, финансировании и организации работ.
Иоанн Воин охраняет имущество и дом молящегося от грабителей и недоброжелателей.
Иоанн Сочавский был торговцем и благотворителем.
Икона Божьей Матери «Экономисса», что значит «Домостроительница», помогает пережить кризис и достичь процветания. Также она покровительствует тем, кто возводит или приобретает себе дом, а также занимается строительством.
Икона Божьей Матери «Спорительница хлебов» способствует обильному урожаю. Она помощница хлеборобов.
Икона Божьей Матери «Хлебная» заботится о материальном достатке в целом и помогает в экстремальных обстоятельствах: безработица, большие убытки, потеря уверенности в себе.
Также принято обращаться к святым, не занимавшимся предпринимательством, но проявляющим особое милосердие.
Матрона Московская отвечает на все просьбы, в том числе финансового характера.
Аспекты православного предпринимательства
Лучшие традиции русских купцов развивают современные православные предприниматели России.
1.«Умная благотворительность» — это не просто финансовая помощь, а созидательные и просветительские проекты, направленные на позитивное изменение мышления и условий жизни сограждан.
Вот примеры.
Бизнесмен создаёт православную социальную сеть. Пользователи сети укрепляются в своей вере, узнают христианские новости, вместе молятся. Находят новых друзей и любовь. Это меняет настроения в обществе и жизнь людей к лучшему.
Предприниматель открывает центр помощи бездомным. Не просто предоставляет крышу надо головой, но восстанавливает документы, даёт работу, защищает матерей от ювенальной юстиции, следит за трезвостью подопечных. Это спасение душ человеческих.
Активные граждане вкладывают средства в организации https://media.elitsy.ru/istorii/inkljuzivnye-masterskie-dlja-osobennyh-ljudej/, где работают инвалиды. В школы и тьюторов для них. Помогают людям с ограниченными возможностями жить полной жизнью, а не прозябать в четырёх стенах. Блаженны милостивые.
2. Корпоративная социальная ответственность — это осознание ответственности бизнеса перед народом. Поддержка национальных традиций — крепкой семьи, уважения к старшему поколению, нравственности. Важный аспект — отношение к экологии страны и здоровью населения. Отказ от производства вредной продукции.
3. Сотрудничество с российскими партнёрами. Покупка товаров не за рубежом, а на родине. Инвестиции в российские заводы, а не в зарубежные. Заключение сделок с соотечественниками. Приём на работу россиян, а не мигрантов даже при условии, что последние обходятся дешевле.
4. Помощь провинции. Есть примеры, когда выходцы из русской глубинки, которые создали в столице крупный бизнес, затем вкладывают деньги в свою малую родину.
Есть два уроженца нашего района, которые поступили так, безвозмездно украсив свои посёлки: центр выложили плиткой, отремонтировали ряд зданий, поставили красивые фонари в старинном стиле. Среди реализованных проектов — огромный храм Александра Невского, который я вижу каждый день.