• Беседа с Романом Колпаковым, создателем службы перевозки инвалидов «Инватакси».

    Источник: Православие.ру

    После полученной травмы позвоночника Роман Колпаков может передвигаться только с помощью инвалидной коляски. Страшно даже представить, что пришлось ему пережить. Многие после стольких испытаний сдаются, опускают руки, теряют веру… Но Роман продолжал бороться за жизнь. На больничной койке пришло и понимание подлинного смысла жизни – с Господом Иисусом Христом. А несколько лет назад Роман создал организацию, которая занимается перевозкой людей-инвалидов, – «Инватакси».

     

    «Господу нужно было меня остановить»

    – Роман, расскажите, пожалуйста, о себе, о вашем пути к Богу.

    – После травмы позвоночника я оказался прикованным к больничной койке. Повреждение спинного мозга и внутренних органов оказалось настолько серьезным, что врачи почти сразу сказали матери, готовя ее к худшему: шансы выжить минимальные. В общей сложности в больничных палатах я пробыл более шести лет.

    Роман Колпаков

    Многочисленные операции не помогали, медицинский персонал практически не занимался моим лечением, ссылаясь на его бессмысленность. Я сменил несколько клиник, мое состояние с каждым днем становилось все хуже. Образовались огромные пролежни, дело дошло до некроза тканей. Из-за полной неподвижности образовались контрактуры в суставах. Я начал стремительно терять вес. Нехватка сил, крайнее истощение, постоянные боли – но я пытался выкарабкиваться, как мог. Хотя шансы выжить были минимальны, я продолжал верить, и Господь дал мне шанс. В 2004 году я каким-то чудом попал в швейцарский госпиталь, где за полгода смогли вернуть меня к жизни, и домой я уже вернулся, сидя в инвалидном кресле.

    Страшно даже представить, что тогда пришлось пережить моей матери. Из-за моей болезни ей пришлось бросить работу. День и ночь она проводила около моей больничной койки. Спала прямо в палате на стульях, занималась уходом за мной, обрабатывала раны и делала все возможное для моего восстановления. Но все эти переживания и физическая нагрузка сильно отразились и на ее здоровье. На 60-м году жизни мама скончалась, сердце не выдержало. Царство ей Небесное.

    – Вы сразу стали православным, или были поиски религии?

    – Метаний не было. Православная Церковь с детства мне была близка. Моя мать была верующим человеком и обычно по большим праздникам водила меня в храм. Я всегда с неким восторгом и трепетом относился к церковной обстановке, к посещениям церковных служб, но позже как-то это прошло, в жизнь вошли тусовки, рок-музыка, алкоголь и т.п. Было много друзей, работа, много захватывающих дел, и для Бога уже времени не оставалось. Осознание вернулось лишь после травмы, в больнице. Мое состояние было критическим, и врачи готовили к худшему. Мать пригласила батюшку из местного храма. Он стал ко мне часто заходить, беседовал со мной, приносил литературу.

    Так постепенно я стал углубляться в познание веры, вникал в смысл христианской жизни, стал задумываться о цели нашего бытия. Вообще за время болезни мыслей много разных было. В голове постоянно прокручивал всю свою жизнь. Хотя до крайнего отчаяния никогда не доходил. Видимо, Господу нужно было меня остановить, вырвать из суеты прежней жизни, заставить задуматься о настоящей цели и сути жизни. Ведь именно скорби в жизни человека обращают его к мыслям о том, для чего ты живешь, что ты сделал в этой жизни, а что упустил… Для меня, во всяком случае, это так.

    Вообще мне кажется, что эта проблема гораздо шире, поскольку болезнь затрагивает не только самого человека, но и его близких, для которых также кардинально меняется жизнь. Это как круги, которые расходятся по воде, когда в нее брошен камень. И почему болезнь выбирает именно этого человека, а не другого, мы вряд ли сможем понять. У Бога на каждого из нас Свой Промысл, и всех нас Он любит и желает всем спасения. Просто у каждого свой путь. Именно из-за болезни я и смог по-настоящему прийти ко Христу.

    Святые отцы говорят, что скорби благодатны. Христианин должен понимать, что всё посылается нам Богом и всё это идет нам во благо. А благодатность скорбей именно в том, что они часто приводят человека к Богу. Иоанн Златоуст говорил: «Слава Богу за всё, а особенно за скорби».

     

    «Инватакси»

    – Как пришла идея создать «Инватакси»?

    – Я на собственном опыте узнал, насколько проблематично было заказать специализированную машину для инвалида-колясочника. Постоянно куда-то надо было ездить, приходилось искать частников со своими микроавтобусами, чтобы поместить в машине коляску. Городское социальное такси было крайне сложно вызвать, да и много ограничений было у них. Социальное такси надо заказывать за несколько недель, а если нужно срочно выехать, это практически едва ли возможно.

    Постепенно я пришел к мысли, что необходимо создать доступную службу, которая бы облегчала жизнь инвалидов. Заняв деньги у друзей и знакомых, приобрел минивэн, который в дальнейшем оборудовал всем необходимым для перевозки инвалидов-колясочников. Здесь мне огромную помощь оказала моя жена Наталья. Вначале было очень трудно, денег едва хватало, пришлось еще раз влезть в долги и взять кредит, чтобы оснастить автомобиль специальным оборудованием. Аппарели и крепления мы заказывали в Германии, их установка была произведена в специализированном сервисе в Москве.

    Вот именно так у нас появилась первая рабочая машина, и мы начали потихоньку работать. Вначале обращались знакомые и те, кто узнавал от них информацию о нас. Позже я создал сайт «Инватакси». Стало больше людей обращаться. За три года увеличить автопарк удалось до четырех машин. Конечно, для всех московских инвалидов – это капля в море, но мы надеемся на развитие нашей службы и увеличение автопарка.

    – Какие у вас сейчас проблемы? Трудно ли содержать машины? Вы ведь хотели закрыть службу. Передумали?

    – Основная проблема – это отсутствие постоянной поддержки. К сожалению, до сих пор не нашли спонсоров, чтобы служба могла как-то развиваться и тарифы были доступными для большего числа наших клиентов, особенно для малообеспеченных людей и одиноких инвалидов. Хотелось бы чаще организовывать для них благотворительные поездки. Так как мы стремимся к максимально доступным тарифам и не повышаем расценки, у нас никакой прибыли нет.

    Работаем практически на грани самоокупаемости: все вырученные средства идут на зарплату водителя и обслуживание транспорта. Пока никого не нашли, кто бы мог компенсировать эти затраты. Машины нередко ломаются, а ремонт и запчасти довольно дороги. Пока льгот на топливо не было, фактически ремонт оплачивали на свои деньги. Слава Богу, недавно нам помогли со льготами на топливо. По крайней мере, теперь не в минус работаем.

    – А к кому обращались за поддержкой? В банки какие-нибудь писали?

    – Много куда писал. Обращался в разные компании с просьбой поддержать наш социальный проект. В основном игнорируют. Не было никаких откликов. Как правило, секретари все письма фильтруют – их, видимо, даже никто не читает. А, например, в Европе уже давно актуальна тема социальной ответственности бизнеса. Многие компании вносят свой вклад в социальную сферу и развитие общества. Бизнес, который заботится только о «делании денег» и не заботится о сотрудниках и обществе, считается безответственным и, в конечном счете, плохим.

    Я очень надеюсь, что и у российского бизнеса будет такое понимание ответственности перед обществом, и мы сможем найти компанию, которая поддержит наше начинание. В рамках взаимовыгодного сотрудничества мы готовы размещать их рекламу на наших автомобилях и упоминать о компаниях в публикациях, способствуя созданию в СМИ их имиджа социально-ответственной компании.

    – Кто работает в «Инватакси»?

    – «Инватакси» существует уже три года. Исполнительным директором является моя жена Наталья. Пока ей приходится выполнять еще и функции диспетчера и бухгалтера. В штате два постоянных водителя и два сменных. Не хочется бросать дело, которому отдано столько сил и времени.

    Мы стараемся индивидуально подходить к каждому пассажиру, учитывать его физическое и психологическое состояние, делать всё возможное для обеспечения максимального комфорта в поездке. Если необходимо, инвалидная коляска предоставляется пассажиру бесплатно.

    – В Москве ваша служба – это единственная альтернатива «Социальному такси», для вызова которого нужно подтверждать инвалидность.

    – Да, это так. И, кроме того, у них есть ограничения по времени и месту перевозки пассажиров. Заказывать «Социальное такси» из-за большого количества желающих нужно за несколько дней до поездки, иногда за две-три недели, а то и за месяц, иначе велик шанс, что не будет машины. А ведь бывают случаи, когда машина нужна экстренно. «Инватакси» заказать можно и за день до поездки. Оплатить услуги «Социального такси» нельзя ни социальными картами, ни любыми другими картами – только специальными талонами. Получить их можно в одном единственном офисе в районе станции метро «Павелецкая». Водители не принимают наличные деньги даже в экстренных случаях. Ожидалось, что к апрелю 2013 года в Москве появятся терминалы для приема кредитных карт, но они так и не появились. Инвалиду или его родственнику нужно представить пакет документов и зарегистрироваться, после чего можно купить определенное количество талонов на 30, 45 или 60 минут. Действуют они всего полгода, после чего их нужно обменивать.

    – Дороже обходится поездка в «Социальном такси» или в «Инватакси»?

    – Сначала мы брали за поездку 600 рублей, теперь благодаря вышеупомянутым льготам на топливо нам удается брать не более 500 рублей. Это предел себестоимости. Минимальный заказ у нас 3 часа. Это недорого, если сравнить с обычным легковым необорудованным такси, где стоимость в два раза дороже. Но всё же это неконкурентоспособная цена, поскольку водители социального такси берут по 300 рублей за поездку, и плюс ко всему город компенсирует им около 800 рублей за час. Это рентабельность обычного легкового авто, даже не микроавтобуса. И содержание социального такси компенсирует город. Если ехать надо за город, тариф увеличивается в два раза. К сожалению, еще больше снизить наши тарифы просто нереально.

    Мы до сих пор не закрыли кредит, который брали на приобретение и оборудование одного из микроавтобусов. Также нам очень не хватает небольшого помещения под диспетчерскую. Арендовать его мы, к сожалению, не в состоянии. Надеемся на то, что с Божией помощью сможем найти какую-то поддержку и что Господь не оставит нас.

     Какие-то льготы есть для таких машин?

    – Для социального такси обещают сделать проезд по выделенным полосам. Хотелось бы добиться, чтобы нас тоже в эту программу включили. Это позволило бы экономить много времени и было бы очень удобно для наших пассажиров. Но надо ходить по кабинетам, а на это времени не хватает. На вокзалах разрешают ставить машину на специальной парковке, но не везде. К сожалению, в нашей стране это только начинает развиваться. Разумеется, в последнее время из государственного бюджета выделяются деньги, лестницы и переходы оснащаются специальным оборудованием, но не всегда оно установлено на совесть. Порой пандусы расположены под таким углом, что на них едва ли рискнет заехать кто-либо. Инвалидную коляску поднять или опустить по ним совершенно невозможно.

    – Бывают ли коллективные заявки?

    – К нам часто обращаются паралимпийцы с просьбой перевезти группу спортсменов, но, к сожалению, совсем большие группы мы не можем перевозить, так как наши автомобили вмещают одновременно не более трех колясочников и девять пассажиров. Мечтаем, чтобы у нас в автопарке появился автобус с вместимостью от 20 пассажиров и больше. Но это пока из области фантастики.

     

    Сайт православных знакомств

    – Роман, расскажите, пожалуйста, еще об одном вашем проекте – сайте «Прихожане».

    – После возвращения из больницы я стал активно пользоваться интернетом, общаться на разных православных ресурсах. Быстро понял, что нет площадки, на которой могли бы общаться люди, разделяющие традиционные христианские семейные ценности и желающие создать семью. Вот и родилась идея сделать такой сайт. Очень радует, что сайт приносит пользу людям. Нередко они благодарят меня за то, что создали крепкие семьи с помощью именно нашего сайта. Даже среди моих друзей есть те, кто нашел свою половинку на «Прихожанах», и теперь у них дружные семьи и уже растут дети.

     

    Наталья

    – А с женой Натальей на вашем сайте познакомились?

    – Познакомились мы шесть лет назад на форуме диакона Андрея Кураева. Там была тема о помощи одной девушке-инвалиду из Люберец, и Наталья была у нее волонтером. Первый раз Наталья приехала ко мне домой, чтобы я ей передал лекарства, которые были нужны этой девушке. Потом мы просто стали переписываться через интернет. Постепенно перешли и к реальным встречам. Так что к моменту женитьбы успели узнать друг друга, поссориться, помириться. То есть момент «притирки» проходил постепенно. Как-то «подтачивались» друг под друга. Наталью раздражало, что я допоздна сидел за компьютером. Дело кончилось, однако, тем, что она и сама стала сидеть за компьютером до глубокой ночи. Родители с обеих сторон сначала были не в восторге от наших отношений, особенно когда мы решили пожениться. Говорили, что у нас это ненадолго: «Зачем это вам? Расстанетесь уже через месяц». Но все, вроде, слава Богу, в законном браке мы уже четыре года! До замужества Наталья работала менеджером в крупной транспортной компании, поэтому новая работа в «Инватакси» стала для нее близкой. Ведь очень важно испытывать счастье от занятия любимым делом.

    – У вас остается время еще на какие-то дела, помимо «Инватакси», сайта и семейных забот? Чем увлекаетесь, что любите?

    – Очень люблю путешествия, паломнические поездки. В 2009 году были с Натальей, еще до свадьбы, в Иерусалиме, где впервые в жизни сподобились помолиться у Гроба Господня. Это совпало с 40-м днем по смерти моей мамы. Хотели бы еще не раз посетить Святую землю. Часто бываем в Суздале у отца Сергия (Титова) – уже сложилась даже такая традиция, что на каждый мой день рождения мы едем в Суздаль, где нас с радостью встречает отец Сергий… Очень любим Питер, где бываем почти каждый год. Запомнились поездки к друзьям в Финляндию. Но времени на поездки и другие интересные дела очень не хватает. В голове много разных проектов, но пока нужно начатые до ума довести.

    – А что для вас значит быть милосердным?

    – Быть милосердным – значит быть с Христом.

     

    Фото автора и из архива Романа Колпакова.

     19 марта 2014 г.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *