Никакой «милоты», урок доброго самарянина и тонкое искусство обличения – что скрывает 5 заповедь Божьего блаженства? Как стать милостивым, научиться соединять внешнее делание с внутренним и греться в теплом море любви Бога, мы поговорим сегодня в нашем очередном тексте о заповедях Иисуса Христа.
Быть милосердным как Отец
Русское слово «милость» происходит от славянского «милый». Сегодня расчувствовавшиеся особы узурпировали прилагательное, наделив его смыслом исключительно приятной наружности у объекта восхищения. Почему-то забывая о знаменитой фразе «милый сердцу». Не восторженным очам, а именно сердцу. Забытое сегодня выражение (а где его встретишь, кроме как в книгах былых времен?) раскрывает смысл и значение милости. Милостивый проявляет сердечную доброту и сострадание. Его душа жива, она «слышит» и «чувствует» чужую боль в противовес глухой и презрительной чёрствости и жестокости. Отзывчивость выступает ключевым качеством милостивой души.
Наглядный пример милости показал добрый самарянин, оказав помощь избитому разбойниками человеку. Он не знал пострадавшего, более того, относился к другой религиозной группе, между которыми, мягко говоря, имелась определенная нетерпимость. У что же? Солнце светит и праведникам, и грешникам ежедневно. Бог милостив, к этому же Он призывает нас. Заповеди блаженства заключают в себе тайну восхождения человека к подобию своего Творца. Доброе и снисходительное отношение к ближним, в особенности нуждающимся в помощи, отражает состояние совершенной или, по крайне мере, стремящейся к совершенству души.
Бог вводит человека в мир, и забирает из него. Но Бог не проявляет к человеку жестокости. Если бы Господь судил по справедливости, а не милосердию, нам сложно было бы сделать и шаг в течение дня, чтобы не подвергнуться испепелению молниями с небес. Наше истинное нутро и многие поступки могут быть скрыты от людей под маской благочестия, но Богу видны все наши деяния и мысли. Поэтому «будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:36).
А как?
Внешние дела милосердия описаны в Евангелии и понятны любому человеку доброго сердца, невзирая на его религиозную и этническую принадлежность:
«ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35-36).
Иными словами, христианин призван организовывать персональную благотворительную помощь тем, кто в ней по-настоящему нуждается. Список добрых дел можно расширить, включить сюда и какие-то менее сложные ситуации, например, помощь пожилому человеку в переходе через дорогу или подъем коляски молодой мамы на высокое крыльцо без пандуса.
Конечно же, состояние души человека играет немалую роль в исполнении слов Спасителя. Мы прекрасно знаем, что лукавая природа homo sapiens порой заставляет делать какие-то поступки из корыстных побуждений, напоказ и для самоудовлетворения, а не искренней помощи нуждающемуся. Сколько раз мы были свидетелями «помощи» в режим брошенной с барского плеча шубки в руки тому, кто ждал еще и душевной теплоты? Без нее никак. Джек Лондон писал, что милосердие есть не кость, брошенная собаке, а кость, разделенная с ней в состоянии голода. В этой фразе скрывается логика целостного милосердия, за которым стоит не только внешнее действие, но и внутреннее сопереживание ближнему. Милосердие ведь проявляется, пусть и бессознательно, в способности встать на место нуждающегося. Представить степень горя, голода, жажды, нужды, болезни, отсутствие необходимой одежды или средств гигиены, понять градус отчаяния и безнадеги в душе того, кому мы помогает. Пожалуй, тогда милосердие раскроется в нашем сердце.
Порой нам проще усваивать какие-то правила от противного. Милостивый человек противоположен по нраву жестокому. Жестокость вызывает в нашем сердце негодование. Мы интуитивно понимаем, что так просто нельзя. Нам жаль нищего, мы переживаем за судьбу бездомного котенка и жертвуем «по нитке» на реквизиты очередного больного и неимущего. Все очень просто. Сложнее, наверное, быть милосердным постоянно, особенно с близкими и родными людьми. Трудно ответить на зло добром, найти терпение, чтобы утешить пребывающую в депрессии подругу и быть дружелюбным со всеми людьми, не скрывая в своих словах желчи, презрения, обиды, желания уязвить или задеть.
Погружаясь в анализ добродетели милосердия мы понимаем, насколько нет пределу его совершенству и что подлинно милостив Один лишь Бог.
Приблизиться к Богу
Милость – это ведь и про снисхождение. Знаете, мир был бы гораздо светлее, не будь в нем зла, посеянного человечеством. Там, где есть неуважение к человеческой личности, начинается ад. Уважение заключается не в потакании страстям, а в добром отношении. Грех достоин обличения, заблудший нуждается в слове наставления, и вразумление также относится к категориям милосердия. Иногда, правда, кажется, что мы уже забыли истинный смысл увещевания впавшего в искушение брата. Наше осуждение, унижение, нанесение обид, выгодное использование религиозных установок в своих личных интересах ради насыщения собственной гордыни и утоления голода властолюбия не имеет ничего общего с наставлениями о вере с любовь и искренним переживанием о духовном мире ближнего. Если мы уверены, что наш брат согрешает, ему стоит об этом сказать. Выбрав верный тон.
Пятой заповедью блаженства Бог сообщает нам, что милостивое отношение к другим людям принесет и нам милость Божию. Мы ведь стараемся приблизиться к Господу, хотим быть похожими на Него, пытаемся изменить себя в этой временной жизни, чтобы в вечной находится рядом с Ним и греться лучами Его тепла. Мы ведь знаем, как это – быть с Богом, и боязливо съеживаемся, понимая, как это ужасно – быть без Него. Нам хоть немного, но знакомо, как радуется душа, когда мы сделали от сердца что-то доброе и полезное другому, тем более незнакомому человеку. И вот в этом луче света, озарившего нас, и скрывается ответ на вопрос о пользе дел милости для нас самих. Через милость наше сердце приближается к подобию Божию.
«кто, будучи человеком, делается милостивым, то он сподобляется Божия блаженства, достигнув того, чем именуется Божество». Свт Григорий Нисский