• Главное в жизни императрицы Александры Федоровны – ее любовь к Богу и ближнему. Искренняя вера в Бога и доверие Ему образовали в государыне ту духовность, которая воссияла во всех ее делах не только как царицы православной державы, но и как христианской матери и супруги.

    Царская семья является идеалом семьи. Царь и царица были счастливы и как супруги, и как родители. Вспомним строки, которые написал государь Николай II на двадцатилетие брака своей венценосной супруге: он писал, что счастлив безмерно и благодарен Богу за то, что счастье и любовь соединили их жизнь. Это было следствием того, что в основе их брака было целомудрие, то есть мудрое отношение к жизни, чистота души и тела, целостность ума, не загрязненного страстями. Они жили по Божиему замыслу, пытались бережно относиться друг к другу.

    Царь и царица старались беречь это чувство – любовь, и, кроме того, они его возделывали. Царица Александра писала: «Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения…»; «Как счастлив дом, где все – дети и родители – верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом как преддверие неба. В нем никогда не может быть отчуждения»; «В устройстве дома должен принимать участие каждый член семьи. И семейное счастье – когда все честно выполняют свои обязанности»; «Дом – это место тепла и нежности».

    Члены царской семьи хорошо понимали эти духовные тонкости, они понимали, что друг от друга исходят причины ссор и разногласий. Поэтому они боролись со своими страстями и возделывали в себе добродетели. Император и императрица стремились к спасению, и им это удалось, как и всем их детям.

    Воспитанием и образованием своих детей императрица занималась лично почти по всем предметам кроме узкоспециальных. Государыня утверждала, что «родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни».

    Царской чете это удалось – они вырастили прекрасных детей. Яркой деталью благотворного воспитания, например, является то, насколько глубоким было единение царевен, которые нередко подписывали свои послания единым именем, составленным из первых букв их собственных имен – ОТМА (Ольга, Татиана, Мария, Анастасия).

    Вечера часто проводились «в семье» – собирались дети, Александра Федоровна и какая-нибудь близкая подруга или родственница в комна- те императрицы. Часы заполнялись музыкой, беседами, рукоделием и чтением. Если император мог к ним присоединиться, то он читал вслух, отдавая предпочтение истории, русской литературе, поэзии или евангельским текстам. В такие вечера дети впитывали ту духовную любовь, которая помогла семье сплотиться во всех трудностях и в дальнейшем взойти на свою голгофу всем вместе, когда никто не дрогнул, никто не предал.

    В царской семье все было удивительно естественно и гармонично, Александра Федоровна была замечательной супругой и матерью. И этим она может быть примером для многих современных женщин.

    Благотворительная деятельность была также тем, чему императрица отдавала себя с присущей ей самоотверженностью, помимо узкого круга семьи и друзей. Государыню называли настоящей подвижницей благотворительности. Одна из наиболее ярких страниц в истории благотворительности, оказываемой государыней, – благотворительные базары. Особое внимание было обращено на борьбу с туберкулезом. Средства, вырученные с базаров, шли на лечение бедных туберкулезных больных. Каждый год устраивался народный Туберкулезный день. В Петербурге он получил название Дня белого цветка и первый раз был устроен в 1911 году.

    Во время Первой мировой войны, выучившись на сестер милосердия, Александра Федоровна вместе с дочерьми Ольгой и Татьяной ежедневно помногу часов проводили в госпиталях – случай в истории уникальный! Они ухаживали за ранеными, сидели возле умирающих, доставляя страдальцам утешение. Царица поступала как любящая мать, потому что, как она писала сразу же после своей коронации, она ощутила, что это было ее «венчание с Россией, что русские люди стали ее детьми». Она жила принципом, что «только та жизнь достойна, в которой есть жертвенная любовь».
    Для всех женщин царица Александра – достойный пример для подражания, образец женственности и чистоты, супруги и матери.

    Ксения Маслеева, журнал «Православный просветитель», май 2017

     

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *