Как без электричества и иных благ цивилизации восстановить разрушенную обитель? Почему люди оставляют мирскую жизнь и уходят в монастырь? Как принять участие в строительстве храма, не выходя из дома? Об этом и многом другом рассказывает иеромонах Севастиан, настоятель Свято-Казанского мужского скита.
— Отец Севастиан, 10 лет Вы являетесь настоятелем Свято-Введенского мужского монастыря, к которому приписана Серапионова пустынь. Что удалось сделать за это время? Каковы по Вашим оценкам самые важные и ценные достижения и самые большие сложности за этот период?
— На данный момент я являюсь настоятелем Свято-Казанского мужского скита, на территории которого расположен Святой источник и храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Свято-Введенский мужской монастырь в августе 2013 года был реорганизован в приходской храм, меня было решено назначить наместником Спасо-Преображенского мужского епархиального монастыря (город Муром), с сохранением обязанностей по Серапионовой пустыни. С 1 января 2014 года Преосвященным епископом Муромским и Вязниковским Нилом я назначен настоятелем Казанского скита с сохранением за собой послушаний по Серапионовой пустыни.
За 10 лет было сделано многое, хоть это с первого взгляда можно не заметить. Из пустого места с разрушенным храмом – собралась братия, возведены хозяйственные постройки, налажены ежедневные богослужения и молитвы, частично восстановлен до уровня «удовлетворительный» Троицкий храм, построен небольшой келейный корпус, а также зимний деревянный храм в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Но нужно также учитывать, что любая работа у нас на пустыни делается в разы дольше, нежели в другом месте, так как вся работа выполняется вручную. Грубо говоря, вкрутить саморез шуруповертом невозможно – его попросту негде зарядить.
К самым важным и ценным достижениям могу отнести формирование монашеской братии, возобновление богослужебного круга после полувекового застоя. Трудности в основном у нас связаны с условиями (нет ни электричества, ни дороги), а также с недостатком средств. Но мы никуда не торопимся – все слава Богу!
— Чем уникально это святое место? Почему было принято решение восстанавливать монастырь? Расскажите немного о святынях монастыря.
— Трудно представить, что до сих пор существуют уединенные монашеские скиты, где братия живет, словно на другой планете — без электричества и телефона, без телевизора и радио, без дорог и техники. Керосиновые лампы, одна единственная лошадка, запряженная в телегу, — вот и все, чем мы располагаем в Серапионовой пустыни. В старину иноки как нельзя лучше находили места, где можно найти уединение для молитв и монашеских подвигов. Многие из тех, кто здесь сейчас, пришли сюда, потому что давно искали подобное место.
Касательно святынь монастыря стоит отметить, что некогда близ монастыря было захоронение преподобного Михаила Верижника, чудотворца, весьма почитаемого в древней Руси. К сожалению, сейчас преподобный практически забыт, его имени нет в святцах, только в списках собора Владимирских святых. Однако в дореформенных книгах его имя не только присутствует, но и сообщается, что этот святой, скончавшийся в 1422 году, был весьма почитаем царскими особами. Сейчас, конечно, ведутся споры о том, где именно он подвизался, однако, лет 20 назад было свидетельство, что надгробный камень с его именем был найден близ Серапионовой. Хотя, к сожалению, мы до сих пор ищем свидетелей этого события, поскольку сами мы, сколько ни искали – не нашли.
— У Серапионовой пустыни очень богатая и вместе с тем тяжелая история. Лично Вас что больше всего в ней поражает или вдохновляет?
— История, действительно, богатая. Но поражает совсем другое: эта уединенная обитель, находясь в глуши, вдалеке от населенных пунктов, будучи разоренной, поруганной, разрушенной, практически полностью уничтоженной, даже сейчас находясь в крайне затруднительном материальном положении – восстает из мертвых. Это ли не чудо? Это же и вдохновляет, не дает опустить руки даже в самые трудные времена.
— Сколько сейчас насельников в монастыре? Есть ли какие-то особенности уклада в Серапионовой пустыни для монахов и трудников? Какие у них обязанности, послушания?
— На сегодняшний день в скиту 12 человек, а именно: 2 иеромонаха, 3 монаха, 3 послушника и 4 трудника. Особенностей нет, все по монастырскому укладу – молитвы и послушания.
Расписание примерно следующее:
6:30 Подъем
7:00 Полунощница и утренние молитвы
8:00 Божественная литургия
12:00 Обед и распределения послушаний на день
13:20 Расход на послушания
16:00 Вечернее богослужение
19:00 Ужин, монашеское правило, молитвы на сон грядущий
22:00 Отбой
Распределения послушаний в основном выглядит так: 2 человек служат молебны и топят печь в храме, 2 человека пилят, колют и носят дрова, 3 человека занимаются работами: где-то подкрутить, покрасить, поштукатурить, заменить, установить и т.д., 2 человека на огород (а в зимнее время чистят снег), кто-то занимается скотным двором и т.д… В зависимости от потребностей, послушания могут изменяться. Так же стоит упомянуть, что у каждого насельника есть свое расписание чтения псалтири, к примеру, у послушника Андрея чтение псалтири установлено в дневное время с 14:00 до 15:00 и в ночное время с 05:00 до 06:00. Это значит, что как подходит время, он пойдет в храм заменить брата, который вычитывал Псалтирь до него.
— Некто из святых отцов сказал, что если бы люди узнали о тех трудностях, которые ожидают монаха, то никто бы из них не пошел в монастырь. Но если бы они узнали о награде, ожидающей монахов, то все бы устремились в монастыри несмотря на трудности, и мир бы обезлюдел. Как Вы прокомментируете эту цитату, как правильно ее понимать? Почему человек уходит в монастырь?
— Трудности монастырской жизни, особенно такого уклада как у нас, очень быстро показывают, готов человек отдать себя Богу или это временная мимолетная прихоть. Зачастую люди быстро забывают о награде, которая их ждет после смерти, и ставят в приоритет мирские ценности. Я их ни в коем случае не осуждаю, такая жизнь действительно таит в себе большой духовный труд, далеко не каждый справиться. Но те, кто остаются, вносят большой вклад. Проверка временем и бытовая жизнь показывают, что человек хочет на самом деле. Наш Владыка часто говорит, что монашество – это бескровное мученичество. Так как не счесть тех скорбей, искушений, испытаний, которые выпадают на долю того, кто решил избрать иноческий путь.
По поводу выражения святого преподобного Серафима Саровского: «Если бы человек знал, что Господь приготовил ему в Царствии Небесном, он готов был бы всю жизнь просидеть в яме с червями» – я полностью согласен. Потому что награда Царя Небесного немыслима нашими земными категориями, мы даже представить себе не можем те неизреченные блага, которые приготовил Господь для любящих Его.
В основном люди приходят в монастырь из-за того, что им негде жить или не состоялась жизнь в миру, в большинстве своем это люди уже в возрасте. Иногда приходят и остаются в монастыре и молодые успешные люди, но это бывает крайне редко.
Я сам решил уйти в монастырь в 21 год, 2 года трудился во Славу Божию в Свято-Смоленской Зосимовой мужской пустыни. В течение этого периода я набрался опыта, понял, что такое монастырь, и так сказать меня это устроило. Год за годом, я стал послушником, иноком, монахом, диаконом, иеромонахом. 8 октября 2019 года исполнилось 22 года с того момента как я пришел в монастырь. И ровно 10 лет после того как первый раз был назначен настоятелем.
— Каких людей собрал Господь в Серапионовой пустыни? Что объединяет этих людей: может быть, в чем-то схожие судьбы или особенности характера?
— Люди здесь разные и по разным причинам попали сюда. Кто-то после болезни, кто-то после боевых действий уверовал в Бога, потому что случались события, которые никак, как только Божиим промыслом, назвать невозможно. У кого-то просто не сложилась жизнь в миру, но зато нашли свое место в монастыре, и уже не представляют себя в другой роли. Объединяет их желание измениться, каяться, жить с Богом, находиться дальше от мира.
—Чем живет сегодня монастырь, какая работа (служение) ведутся? Что планируется?
В первую очередь это молитва. Именно это является основой жизни и деятельности любого монастыря, и наш – не исключение. В плане просветительской работы – это, конечно, работа с редкими в наших краях паломниками.
Конечно, подавляющее число работ – реставрационные и строительные. Средств не хватает катастрофически. Порой, на еду братии, не то, что на стройки. Говоря попросту, выживаем. Но мы не унываем. Помним о той награде от Господа, о который говорили выше.
– За счет чего существует монастырь, кто помогает? Чем и как можно помочь?
Исключительно за счет средств жертвователей. Сами мы стараемся, трудимся по хозяйству. Занимаемся скотиной, рыбной ловлей, сбором грибов и ягод, разводим пчёл, ухаживаем за монастырским огородом.
Как можно помочь:
– Карта сбербанк настоятеля 4817 7600 9691 6295 “АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ М.”
– ЯндексКошелек монастыря 41001436693394
– На реквизиты юридического лица:
Наименование организации: Религиозная организация “Казанское подворье Свято – Богоявленского мужского монастыря поселка Мстера Вязниковского района Владимирской области Муромской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)”;
ИНН монастыря: 3312040332;
ОГРН монастыря: 1167700051750;
КПП монастыря: 331201001;
Название банка: Волго-Вятский банк ПАО “Сбербанк” доп.офисе №8611/0350;
БИК банка: 041 708 602;
Расчетный счет №: 4070 3810 2100 0000 0815;
Корр счет №: 3010 1810 0000 0000 0602;
Назначение платежа: Пожертвование на уставную деятельность.
— Что такое «именной кирпичик» и как происходит процесс исполнения требы?
— Это кирпич, который жертвуют в обитель через пожертвование. На нем пишется имя человека, за которого эта жертва преподается, а потом именно из этих кирпичей мы строим и ремонтируем наши храмы, монастырские постройки. Это особый вид жертвы и молитвы одновременно, поскольку мы за каждым богослужением молимся о строителях и жертвователях обители.
Требы, которые заказывают нам – все исполняются неукоснительно. Ведь люди заказывают эти требы, вносят пожертвования в надежде на нашу, монашескую, молитву, которая непрестанно, денно и нощно, возносится ко Господу.
Вы также можете поучаствовать в строительстве храма и восстановлении обители, заказав “именной кирпичик”: