• Источник: Благобор

    Антипасха

    Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи или Фоминой недели.

    В древнехристианском богословии, начиная с конца I века, воскресный день мыслился первым днём седмицы — днём начала творения Божия, и одновременно восьмым, то есть днём будущего Царства, в котором времени уже не будет.

    В соответствии с таким представлением Антипасха, как восьмой день после Воскресения Христова, является прообразом грядущего Царства Божия, первым днём обновлённого Христом нового мира.

    В беседе на Неделю Новую (Антипасху) Григорий Богослов проводит параллели между обновлением Христовым и весенним обновлением природы:

    «Ныне весна земная, весна духовная, весна душам, весна телам, весна видимая, весна невидимая; о, если бы мы приняли участие в ней там, прекрасно изменившись здесь, и обновленные переправились к обновленной жизни во Христе Иисусе Господе нашем!»

    Уверение Фомы

    Фоминой неделей называется этот день в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.

    Собственно говоря, для Фомы Пасха Христова наступила «после восьми дней» (Иоан.20:26), позже всех учеников.

    Когда ученики рассказали о воскресшем Иисусе Христе Фоме, то он не поверил им, как вначале не поверили и они сами, увидев воскресшего Христа: «они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа» (Лук.24:37). И чтобы убедить смущенных учеников, Христос «показал им руки и ноги и ребра Свои» (Иоан.20:20) и ел перед ними.

    Фомы не было вместе с остальными учениками, когда им явился Иисус.

    Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает, что Крестная смерть Христа произвела на Фому особенно удручающее впечатление, он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна, — на уверения учеников о воскресении Христа Фома отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25).

    Из слов Фомы «Вложу руку мою в ребра Его» — видно, что рана, нанесенная Господу воином, была очень глубока.

    Фома был глубоко верующий, но он был так потрясен уничижением Христа, что эту веру в себе никому не давал на растерзание. Он боялся довериться Апостолам, рассказывающим о Воскресении Христа: вдруг это им пригрезилось, и Господь не воскрес, и тогда моя вера будет разбита.

    Фома не хотел даже колебания своей веры в Господа, хотел услышать о Воскресении Господа от Него Самого, увидеть Его. И Христос не отверг Своего сомневающегося ученика. Господь снова явился апостолам и сказал Фоме:

    «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20, 27) (то есть поверь в Мое Воскресение!).

    Следы ран Фома хотел осязать своими руками, и Господь пошел ему навстречу, обнажив Свое тело и предложив коснуться Его.

    Есть предание в Церкви, что Фома единственный, кто дотрагивался до Воскресшего Христа.

    Господь Воскрес в новой плоти, обновленной, в той плоти, в которой были созданы Адам и Ева до грехопадения — это природа, созданная Богом. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, то он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!»

    Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество. Свою веру Фома считал очень личной: увидев Христа, он сразу стал Его исповедовать как Бога.

    Однако эта вера все же основывалась на чувственном удостоверении, а потому Господь в назидании Фоме, другим апостолам и всем людям на все будущие времена открывает высший путь к вере, ублажая тех, которые достигают веры не таким чувственным путем, каким достиг ее Фома: «Блаженны не видевшие и уверовавшие…» (Ин.20:29).

    И раньше Господь неоднократно давал преимущество той вере, которая основывается не на чуде, а на слове.

    Распространение веры Христовой на земле было бы невозможно, если бы каждый требовал такого же удостоверения для своей веры, как Фома, или вообще непрекращающихся чудес. Поэтому Господь и ублажает тех, которые достигают веры одним только доверием к свидетельству словом, доверием к учению Христову. Это — лучший путь веры.

    Наверное большинство в Церкви, как это было среди апостолов, знает бесконечную радость верить в Воскресшего Христа, не видя Его. Но есть среди нас всегда и такие, о ком Господь говорил: «Не уверуете, если не увидите!» (Ин. 4:48)

    Своим явлением апостолу Фоме воскресший Господь уверяет, что Он имел по Воскресении не мнимую, призрачную плоть, а действительную, пречистую, с которою был пригвождён ко кресту, и на которой остались от того – даже по Воскресении – язвы.

    Воскресение Христово не снимает трагичного в жизни; Христос вошёл в жизнь, чтобы понести всю её трагедию и её преобразовать в победу, но пока есть хоть один грешник на земле, Христово тело остается телом распятого Христа.

    Пример апостола Фомы является показательным. Веруя всей душой в то, что Христос Сын Божий, в тот же момент он требует подтверждения тому, что другие Ученики не ошиблись. Апостол оказывается не столько неверующим, или не доверяющим, или сомневающимся, сколько неравнодушным ко всему, связанному со Христом.

    И Своим уверением Фомы Господь как бы предупреждает все наши вопросы и даёт на них единственный ответ.

    Апостол Иоанн говорит «Хотя дух животворит; плоть не пользует нимало» (Ин.6:63), то есть, хотя чувства могут обмануть людей скорее, нежели дух, все же милостивый Господь снизошел к немощи человеческой и сделал всё, чтобы удовлетворить и чувственный разум людей, и их чувственную логику.

    Господь уже столько раз говорил, что воскреснет, — надо было только веровать Ему.

    Однако дабы уверить неверующих и утвердить поколебавшихся, Господь не ограничился только пророчеством о Своем Воскресении, но много раз являлся по Воскресении.

    Самым важным для Него было чтобы апостолы, а через них и все верные непоколебимо уверовали в Его Воскресение из мёртвых. Сие есть основание веры и венец радости для всякого христианина. Потому Господь сотворил всё, дабы удовлетворить и дух, и чувства Своих апостолов, дабы никто и никогда не поколебался в вере в то, что Он, Господь, жив и прославлен.

    Миссия Фомы

    Согласно преданию Церкви, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью.

    За обращение в христианство сына и супруги правителя индийского города Мелиапора он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзённый пятью копьями, отошёл ко Господу.

    В самой смерти Господь сподобил его особой милости. Пронзённый пятью копьями, он всей жизнью и смертью своей прикоснулся к пяти ранам Христа. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2: 10), — говорит Господь как апостолу Фоме, так и каждому верующему в Воскресение Христово.

    В IV столетии часть мощей святого апостола Фомы была перевезена из Индии в Византию, а из Византии после падения Константинополя глава апостола Фомы была перенесена в Грузию, и теперь хранится в тбилисском Сионском соборе. С именем апостола Фомы связана Аравийская икона Божией Матери.

    О понуждении в вере

    История Фомы свидетельствует, что прежде чем прийти ко Христу, надо вывести на свет Божий всё наше неверие.

    Надо умертвить все наши колебания, всякую неопределённость в нашей вере. То, что более всего мешает многим из нас прийти к подлинной, глубокой вере, — это нераскаянность в нашем неверии. Это пребывание в приблизительности, в теплохладности, в том, что преподобный Серафим Саровский называет отсутствием решимости. А для этого надо признаться в отсутствии смелости в себе, и покаяться перед Богом.

    Ибо вера подлинная, великая — та, что движет горами и может отвалить камень от двери гроба; та, которая, прежде чем радостно воскреснуть из гроба, сознаёт смиренно, что она в нём заключена.

    Вера — это не то, что мы получили однажды в Церкви как богатое наследство. За неё нужно бороться, необходимо постоянно понуждать себя.

    Вера — путь, которому нет конца, и мы должны идти, преодолевая усталость и преграды, побеждая сомнения и всякое неверие. Потому что всякий грех есть неверие, и всё, что не по вере, есть грех.

    Истинная вера требует беспрерывного изменения себя, непрестанной борьбы с грехом и страстями, тяжелого труда по очищению своей души.

    Всё христианство основано на вере в Воскресение Христово, на вере в то, что в нашей земной истории, в нашем земном мире смерть была побеждена и мёртвый воскрес.

    Быть христианином означает верить именно в эту неслыханную, невозможную и, тем не менее, реальную, реально совершившуюся победу над смертью.

    «Если Христос не воскрес, — говорит апостол Павел, — то вера ваша тщетна» (1 Кор.15:14).

    На суде Божьем никто не оправдает себя доводами, что его кто-то соблазнил, кто-то увёл в ложное учение, что он не знал истину (потому что не искал). Но каждый ответит сам за себя, почему он не приложил усилие, чтобы утвердиться в Евангельском учении, не противостоял лукавому, не стал на твердое основание и не приобрёл веру Фомы.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *