В 320 году к сонму святых христианской Церкви присоединилось 40 римских воинов, замученных по приказу императора Ликиния в Севастии. Установленный в память о мучениках праздник был популярен у верующих на Руси и по наши дни отождествляется со знаменитыми печеными «жаворонками». Однако, по своей глубине день памяти севастийских мучеников мог бы претендовать на альтернативный 23 февраля православный «мужской день».
История
Несмотря на то, что в 313 году Константин Великий подписал закон о свободе вероисповедания в Римской империи, его соправитель язычник Ликиний имел жесткую религиозную нетерпимость. На подвластных ему территориях велись гонения на христиан. Кроме того, Ликиний готовился к войне против Константина, а в христианах видел своего рода «пятую колонну».
В армянской Севастии стояло римское войско. Среди легионеров Ликиния был и отряд каппадокийцев-христиан, которых военачальник по имени Агриокла принуждал принести жертву идолам. Но воины отказались. Каппадокийцы были хорошими ратниками, вероятно, потому их изначально не намеревались подвергать гонениям, но уловками пытались заставить отвернуться от своей веры. Для острастки Агриколай на одну ночь заключил воинов в темницу. По преданию во время ночной молитвы каппадокийцы услышали голос:
«Претерпевший до конца, тот спасен будет»
На утро Агриколай, рассчитывая, что сумел припугнуть воинов, пустил в ход лесть. Военачальник предложил каппадокийцам за отречение снискать честь и расположение самого императора Ликиния. И воины вновь отказались. На этот раз наказание не заставило себя ждать и стойких ратников снова бросили в темницу.
Спустя неделю в Севастию прибыл чиновник Ликиния по имени Лисий. В его задачу входило разбирательство по делу каппадокийцев. В во время суда, проводимого Лисием, воины отказывались отречесь от веры и словами свидетельствовали о готовности умереть. Тогда легионеров было приказано побить камнями. Но ни один камень в них не попал, зато угодил в лицо военачальнику Агриколаю. 40 воинов вновь отправили под стражу.
В ночь перед заключительным судом на молитве каппадокийцы в очередной раз услышали голос:
«Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».
Состоявшийся на следующий день суд не принес мучителям результатов: легионеры не отрекались от своих убеждений. Тогда мучителями было принято решение подвергнуть их тяжкому наказанию. К слову, оно не было неотвратимым. Каждый из каппадокийцев мог в любой момент его прервать и продолжить жить привычной жизнью. Условие было одно: отречься от Христа.
Воинов вывезли на севастийское озеро. Стоял сильный мороз, и обнаженных воинов вытолкнули на лед, оставив под наблюдением стражников на всю ночь. Для тех, кто передумает, соорудили и затопили баню на берегу. В первом часу ночи один из каппадокийцев не выдержал усилившегося мороза и бросился в теплое строение. Но он умер на пороге бани. А уже через два часа случилось немыслимое: ночную мглу озарил свет, на озере растаял лед, а вода в нем стала теплой.
Несущий дозор стражник по имени Аглаий увидел над головами стоявших в озере воинов светящиеся венцы. Все то, что он увидел в эту ночь: стойкость каппадокийцев, мгновенную смерть их усомнившегося соратника, чудо растаявшего озера и, наконец, таинственное свечение, не оставили сомнений. Аглаий сообщил своим товарищам, что теперь он – христианин, и бросился в воду.
Утром к озеру прибыла делегация истязателей. Они с удивлением обнаружили каппадокийцев невредимыми. Кроме того, к ним присоединился и один из стражников. Стояв в растаявшей воде, 40 человек радостно славили Бога. Пришедшие в бешенство мучители решили убить христиан. По преданию, им перебили голени и сожгли, а останки бросили в озеро, чтобы братья по вере не смогли предать их земле по обычаю веры.
Через три дня мученики явились во сне севастийскому епископу Петру и повелели похоронить их подобающим образом. Ночью владыка со своими клириками собрал останки и совершил погребение.
Народные традиции в России
Самой главной, дошедшей до наших дней, остается традиция печь на праздник 40 севастийских мучеников «жаворонков». В народе считалось, что именно в этот день из теплых стран на родину возвращались жаворонки.
Птицу воспринимали как символ дерзновения и смирения Богу одновременно. Причиной такого отношения была манера полета жаворонка: стремительный подъем ввысь и столь же резкое снижение. Птицы изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Господу Иисусу Христу.
Современный взгляд
Жития святых всегда написаны очень аккуратным языком. В совокупности с древностью такая подача порой воспринимается современниками как сказка. Или не воспринимается вообще. Но люди забывают главное:
человечество по своей сути с момента грехопадения не поменялось. Вокруг другие декорации и возможности, но не сущность творения Божьего.
40 каппадокийцев – римский спецназ, уважаемый и ценный для армии. 40 брутальных мужиков, которые, согласно преданию, выходили победителями из самых кровопролитных битв. Эти люди с тяжелым холодным оружием рассекали плоть неприятеля и видели много в жизни… И каппадокийцы были твердыми христианами. Легионеры были названными братьями, их жизнь можно было бы назвать жизнью большой семьи, в которой они поддерживали друг друга и делили все невзгоды. Но вряд ли это была толпа а-ля «пошлые морпехи» из обычного голливудского фильма с разговорами про девочек, бесконечным стебом и бесчинными криками.
Это профессионалы своего дела, немногословные, твердые… и молящиеся.
Вера для них была не в воскресенье утром. Посмотрите, им предлагают расположение самого императора. Карьерный рост обеспечен. Слава, деньги, женщины. Нужно только принять участие в принятом в армии жертвоприношении. Всего-то. Обагрить кровью какую-то глыбу. Все так делают, пустяки. Можно и не верить на самом деле, просто сделать это для галочки, чтоб начальство не обидеть. А вот начальство-то (император Ликиний) как раз понимает, что человек без убеждений – это самый удобный расходный материал. Христиане – другое дело. Их вообще ничего так сильно не заботит как своя вера. Поэтому их надо испытать: если принесет жертву – ну, какой он христианин. Так, следует моде, как и многие. Эту моду легко можно закончить. Простым действом.
Но каппадокийцы отвечают за слова, и верность Богу, в молитвах и делах – для них не пустой звук. В каком тоне они ответили Агриколаю на предложение поучаствовать в мероприятии – большой вопрос. Известно, что после отказа их на ночь посадили в тюрьму. И здесь воины приступили к молитве.
Они наверняка уже понимали, чем может закончиться их вроде бы пока безобидный отказ от языческого действа. И первое сообщение от Бога – «претерпевший до конца спасен будет» – дало им это понимание.
Такое явное свидетельство не могло не посеять в сердцах каппадокийцев сомнения. Ведь можно и пойти на попятную и остаться в живых. 40 человек не единый организм, поэтому, наверняка воины все это обсуждали. Возможно, кто-то сомневался, а кто-то был более тверд. Стойкие братья увещевали маловерных, поддерживали, не давали коллективу дать трещину в важный момент. Для людей были важны убеждения, их вера! На другой чаше весов стояли богатство и слава, но совесть перевесила.
Посмотрим на смелость командира каппадокийцев. На второй день после допроса Агриколай приказал заковать легионеров в кандалы. Но Кирион, их лидер, смело возразил своему военачальнику и надзирателю одновременно. Кирион уже сделал выбор. Этот поступок характеризует его и как командира, и как человека. Нельзя исключать, что духовную жизнь в подразделении он поддерживал не в последнюю очередь.
Последним испытанием для каппадокийцев стало ледяное севастийское озеро. Голых, их выгнали на лед. А рядом наспех сколотили и затопили баню. Великий соблазн: просто выжить, согреться. Но этот соблазн был и отказом от того, за что уже несколько дней воины страдали. Для изнеженного человека постмодерна страшно представить: голым на морозе! Да можно же было просто обмануть приспешников Ликиния, да еще и по службе продвинуться! А уж тем более сохранить жизнь и здоровье, ничего себе не отморозив… Усомнился лишь один из них. И умер на пороге бани. А вера мучеников буквально растопила ледяное озеро и нагрела воду.
За воинами наблюдал один из охранявших их. Наверняка, самый обычный человек, ходивший на службу и получавший жалованье. А он-то куда полез? – удивится современник. Стражник увидел ВЕРУ. Не красивые речи, льющиеся рекой, а самый настоящий поступок, за которым не было бравады или заблуждения. Чудо стойкости, с ночным светом и растаявшей водой не оставили сомнения. Стражник в очень короткий промежуток времени взглянул на свою серую, полную страстей жизнь. Наверное, подумал о смерти. Задумался о смысле жизни. О Боге. Принял решение и шагнул в бессмертие.
Праздник памяти 40 мучеников севастийских – настоящий день православного мужчины. Мужественного, сильного, профессионала своего дела, молитвенника, немногословного и смелого, готового отдать жизнь за Христа.
Мы, современники, порой боимся свидетельствовать о своей вере в комфортных условиях. Гонений нет, а нам страшно перекреститься или поговорить о Боге. Одернуть кощунника или вмешаться в беззаконие. Сказать «я христианин», зная, что максимум – пальцем у виска покрутят. А они потеряли все – и не испугались. Нам, современным мужикам, пример. У меня все. С праздником.