Мы живем в мире, где события происходят стремительно — гораздо быстрее, чем человеческий ум может осознать и проанализировать. Господь всех нас создал очень разными, но всех нас предназначил к одной цели — мы жизнью своею должны Ему служить.
Святой благоверный преподобный князь Даниил Московский служил Богу молитвой, молчанием, смирением и любовью в то время, когда вокруг все другие князья поступали иначе — были динамичными, воинственными, быстро принимали решения о вступлении в войну, достигая побед или обрекая себя на поражение. Князь Даниил в молчании и молитве стал созидать небольшой город на холмах, именуемый Москвой, и мы знаем, что его труды обернулись великим историческим успехом — именно Москва стала первопрестольным градом, центром Русского мира, столицей России.
Сегодня ветхозаветное чтение (Быт. 6:9-22) касалось очень интересной и важной темы. Это история Ноя. Господь принимает решения потопить человеческий род, уничтожить его, стереть с лица земли, потому что это род развращенный. Люди давно оставили истинного Бога и впали во множество грехов, так что эти грехи захватили сознание и стали разрушать природу личности и человеческие отношения. Никакого возрождения этого сгнившего плода уже быть не могло — по тогдашней, такой небольшой вселенной, заселенной разумными людьми, зло распространилось с такой силой, что обратного хода не было.
Человечество прошло точку невозврата и устремилось к своему саморазрушению, потому что зло всегда завершается небытием, если не останавливается смертью и разрушением.
И Господь принимает Божественное решение уничтожить падшее человечество, кроме тех, кто сохранил веру, кто еще живет по Божиему закону. Таковых было очень немного — одно семейство праведного Ноя со своими сыновьями и женами.
Многие подвергают сомнению факт всемирного потопа. Однако мы находим научные подтверждения того, что был период, когда земля, по крайней мере большая ее часть, покрылась водой, — именно с этим связывают последующие изменения климата и исчезновение различных животных. Действительно, следы потопа присутствуют на земле, так же как и в эпосах древних народов. Но самым ярким словом о потопе является рассказ Библии о том, как Господь истребляет зло.
А истребляет ли Он зло сегодня? После потопа Бог обещает никогда больше не наводить на людей потоп, не уничтожать их водой. Но вторгается ли Бог в человеческую историю? Уничтожает ли Он зло? Или Он предоставил роду человеческому действовать совершенно свободно, в том числе умножая зло?
Руку Божию видно в истории
Не каждый ее видит, но, если повнимательнее присмотреться, она присутствует.
Когда в нашей стране произошли революционные события, когда десятки и сотни тысяч расстреливались без суда и следствия, когда закрывались храмы и монастыри, когда в храмы врывались люди с оружием, останавливали богослужения, выводили священника и тут же, на глазах прихожан, его расстреливали, некоторым казалось, что это конец света. Одни думали: «Это всё, конец, такое невозможно пережить». А другие теряли веру и говорили: «Где же Бог? Почему же Он не пошлет легионы ангелов, чтобы защитить правду, защитить нашу многострадальную Родину от очередного разрушения? Почему не пошлет силы Свои, чтобы немедленно наказать этих страшных людей?»
Господь не посылал легионы ангелов, но зло стало перемалывать само себя.
Зло, уничтожающее злых, для многих представлялось полным безумием, торжеством тирании, но ведь как много в годы тирании было уничтожено тех, кто разрушал храмы и монастыри, кто расстреливал священников! А потом грянула Великая Отечественная война, и мы понесли огромные потери. До сих пор мы оплакиваем эти потери и задаем себе вопрос: «Что это было за испытание для народа нашего?» И отвечать можно только так: «Ни одно испытание Бог не дает напрасно».
Мы кровью своей, великой кровью, искупили беззаконие народа нашего — без всякого всемирного или локального потопа. А те, кто пришел к нам с неправдой, те, кто уничтожал наш народ, тоже до конца испили страшную чашу наказаний за свое зло и за свою неправду.
Что же совершает с нами Господь? Ведь Он рядом с нами, Он присутствует в истории, мы видим Его руку. Мы не можем сказать, что все происходящее с родом человеческим напрасно, — нет, Господь попускает одним наказывать других за грехи. А если наказующий сам преступает Божественные законы, то он и будет наказан.
Бог присутствует в истории, Он присутствует в нашей жизни. Нужно только снять очки, протереть глаза, взглянуть не столько физическим зрением, сколько своим умом, своими очами сердечными на то, что происходит в мире, и понять, что с нами Бог. О чем мы и говорим, воспевая великие слова: «С нами Бог — разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог». Господь с каждым, кто стремится жить по Его закону. Господь с каждым, кто невинно страдает. Господь с каждым, кто стремится к правде, справедливости, к утверждению мира и добра. Господь с каждым, кто жертвует собой ради других.
И как наказание за грехи не приходит немедленно, так и поддержка нас происходит не моментально — мы нередко проходим через скорби для того, чтобы увидеть в жизни своей руку Божию.
17 марта Православная Церковь чтит память благоверного князя Даниила Московского. Святой благоверный князь Даниил принял монашеский постриг, будучи князем, главой большого удела, — видимо, потому, что он понимал самое главное, прозревая то, что многие другие князья прозревать не могли. Потому и меч из ножен он не вынимал так быстро, как все его соседи. Потому и народ свой не терзал пытками и мучениями, как это иногда делалось в то непростое время.
Он вошел в нашу историю как любвеобильный отец, который не захотел и внешних почестей, воздаваемых князьям, и принял монашеский постриг.
Оставаясь принципиальными, отстаивая свою позицию, когда мы уверены в том, что эта позиция соответствует Божией правде, мы должны не забывать, что наши деяния нужно всегда сопровождать молитвой и тишиной, чтобы деяния эти были действительно праведными.
17 марта 2014 г.