25 января 2018 г. во время Рождественских чтений митрополит Иларион впервые провел публичную встречу с лидерами единоверческих общин. Православным старообрядцам было отказано в епископе. Событие вызвало в церковной среде и за ее пределами широкий резонанс. Почему отказали и зачем единоверцам свой «особенный епископ»?
Немного истории
На протяжении всего XIX единоверцы усиленно добивались права иметь собственных епископов. Поместным Собором Русской Церкви 1917-1918 их желание было исполнено. Первым единоверческим архиереем стал будущий священномученик Симон Шлеев. Вслед за ним появилось еще несколько епископов. Но к 30-м годам все они приняли мученическую кончину либо находились в заключении. По причине гонений на всю Церковь решением патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) единоверческие приходы вошли в подчинение к общеправославным архиереям. Гонения тяжелым катком прокатились по общинам православных старообрядцев и к моменту распада СССР их насчитывалось не более 3-5.
Сегодня можно говорить о 40 приходах в России, странах ближнего и дальнего зарубежья. Ежегодный прирост составляет 3-5 общин. Есть прецеденты перехода самых обычных новообрядных приходов на старый чин по решению большей части прихожан.
Древнерусская церковная культура набирает популярность среди православных христиан. 31 мая Рогожскую слободу в Москве – альма-матер крупнейшего старообрядческого согласия – посетил президент России Владимир Путин.
Старообрядный епископ: за и против
В январе при Общецерковной аспирантуре имени святых Кирилла и Мефодия прошел недельный семинар для представителей старообрядных приходов. Мероприятие открылось Божественной Литургией по древнему чину. Ее возглавил митрополит Иларион (Алфеев). Несколько дней спустя состоялась встреча владыки с единоверцами. Большинство вопросов было связано с прошениями о поставлении епископа.
Вот что на это ответил владыка Иларион:
«Мое личное мнение, что время для этого не пришло. Я не могу сказать, что оно придет в каком-то обозримом будущем. Если мы сейчас создадим новую структуру русской церкви, выводя ее из подчинения правящих архиереев, то я не представляю, как, учитывая огромные размеры нашей церкви, этот новый архиерей будет объезжать все просторы нашей святой Руси. Как он будет взаимодействовать с остальными архиереями? И какой статус получится у этих приходов, станут ли они экстерриториальными? К этому мы не готовы, и не уверен, что нужда в этом есть. Во-первых, я не уверен, что нужно выделять единоверие в отдельную структуру внутри русской Церкви, которое будет иметь свое каноническое возглавление, а во-вторых, сейчас для этого предпосылок нет».
Во время Собора Русской Православной Церкви в 2017-м исполнительный директор фонда имени Григория Богослова Леонид Севастьянов выступил с обращением к Патриарху и архиереям на тему единоверческого епископа:
«Собор столетней давности стал эпохальным по своим решениям, многие из которых, к сожалению, сегодня не исполняются. Среди важных, но забытых ныне решений можно назвать, например, установление общинно-соборных основ управления Церковью. Призываю Архиерейский Собор РПЦ принять решение как можно быстрее поставить единоверческого епископа».
Впоследствии, после отказа в единоверческом епископе, Севастьянов заявил, что им может стать митрополит Иларион (Алфеев) и лично попросил главу ОВЦС об этом.
Среди единоверческого духовенства на сегодняшний день есть несколько достойных кандидатов из числа монашествующих. Почему не говорить о нескольких архиереях сразу? В США «специальный» епископ окормляет 1 (!) единоверческий приход РПЦЗ в городе Ири штата Пенсильвания. «Зарубежников» не смутило малое количество приходов, они откликнулись на существующий запрос.
Зачем единоверцам архиерей?
Во-первых, необходимо исполнять решения Собора 1917-го. Единоверцы посвятили более 100 лет обоснованию и борьбе за свои права внутри Церкви. При этом упрекнуть их в двоедушии и созданию какого-то раскола никто и никогда не мог: для единоверцев церковное единство занимало важнейшее место. Старообрядные архиереи после революции занимали общеправославные кафедры в отсутствии епархиальных управляющих. Многие епископы приняли мученическую кончину за Христа, встав в один ряд с новомучениками Русской Церкви.
Во-вторых, уникальное церковное явление – Единоверие – нуждается в особой опеке со стороны Церкви.
Сохранив обряд и уклад, единоверцы донесли до нас сокровищницу христианского духа, которую веками собирали такие святые как Варлаам Хутынский, Сергий Радонежский, Максим Грек, Анна Кашинская, Зосима и Савватий Соловецкие и многие другие.
Единоверие сегодня остается самым прочным мостиком связи современной Церкви и древнерусской. Здесь высока грамотность мирян, большинство из которых активно участвуют в богослужении. Общины очень активны и в случае нужды годами существуют без настоятеля. Сохранено ангелоподобное, пришедшее из Византии знаменное пение. Огромное количество забытых церковных традиций у единоверцев сохранены и активно применяются. Всей Русской Церкви сегодня это необходимо для укрепления веры. Развитие Единоверия требует и своих епископов, глубоко понимающих нужды этого церковного учреждения. Практика показывает, что епархиальные архиереи или заняты, или не имеют глубокого понимания нужд и проблем старообрядных приходов.
В-третьих, единоверие – это путь к воссоединению со старообрядцами. Они внимательно следят за всеми событиями в РПЦ, связанными с возрождением старого обряда. На сегодняшний день нет положения «О старообрядных приходах», которое бы до конца регламентировало деятельность единоверческих общин. 25 января в храме Христа Спасителя митрополит Иларион (Алфеев) призвал единоверцев к совместной разработке этого документа. Как и в случае с епископом, обновленные с 1800 года правила Единоверия были приняты на Соборе 1917-го.
Новое положение должно объединить их в документ и дополнить современными наработками. Не исключено, что вопросы о правовом статусе единоверцев и их последующей судьбы в Русской Православной Церкви могут стать решающими в отношениях со старообрядцами. Преодолев этот рубеж можно преодолеть и раскол.