Источник: Pereprava.org
Жизнь человека, писал святитель Игнатий (Брянчанинов), есть парение над бездной его небытия. Под словом «человек» подразумевается, понятно, все человечество без единого исключения. Все мы, земнородные и смертные, парим над этой бездной независимо от того, видим мы её или нет, признаём или отрицаем. Бездна же, в данном контексте, означает тот незримый духовный план, на котором и в котором разворачиваются картины жизни всех и каждого. Дух дышит, где хочет. Его дыхание пронизывает любые явления и события в мире вещества, от крупнейших до мельчайших. Вот очередной пример. Пару дней назад в студии «Комсомольской правды» схлестнулись в споре, а под занавес сошлись в прямой рукопашной драке два известных журналиста – Николай Сванидзе и Максим Шевченко.
Столкнулись, естественно, не просто две личности, а в их лице две тенденции, два противоборствующих лагеря в современном российском обществе – неолиберально-прозападной (синий угол – Сванидзе) и державно-патриотический (красный угол – Шевченко).
На ринге
Представителя «красного угла» знаю лично уже много лет и как талантливого журналиста, и как коллегу по «Изборскому клубу». Господина Сванидзе чести знать лично не имею, впрочем, по идейным соображениям к таковой чести как-то и не стремлюсь.
Гонгом к началу схватки и обмена ударами послужила перепалка о сталинских репрессиях 30-х годов, и огромных советских потерях начала войны с Гитлером. Не вдаваясь в детали, сразу замечу, что позиции сторон в этом «сердитом» вопросе, по-видимому, никогда не сблизятся: слишком уж разная у них оценочная мотивация.
Особенно умиляют прозападники. Эти ребята демонстрируют самозабвенную, до синевы и пены у рта любовь к русскому народу, но всегда как-то однобоко и рассчётливо. Убиваясь по поводу Сталина и многомиллионных жертв Второй Мировой войны (так и хочется сказать, как когда-то во дворе: что ж вы так убиваетесь, господа, ведь вы так никогда не убьётесь!), они в упор не видят, например, куда большие потери нашего народа в период их собственного правления после развала СССР и до сего дня.
Тогда, защищая Отечество, люди гибли на фронтах или в тылу под бомбёжками, или в плену, а теперь от отчаяния, наркомании, палёной водки и абортов. При Сталине разрешенные Лениным аборты были запрещены законом, и население прирастало, даже несмотря на войну. В современной же России оно из года в год убывает, а число ежегодно совершаемых абортов оценивается в 7 – 9 миллионов. Впрочем, об этой нелицеприятной стороне «сердитого» вопроса господа Сванидзе и К. предпочитают не вспоминать.
Ярость «красного угла» можно понять: ну, сколько ещё можно врать про Сталина и войну! Поведение опытного бойца Шевченко на ринге тоже выглядело убедительно: дождавшись, когда синий угол первым нанесёт пощёчину, он двумя короткими хуками отправил оппонента в дальний угол студии-ринга. И довольно на этом.
Старая политика уходит со сцены
Порассуждать же хочется о другом. Как ни прискорбно это констатировать, но, с точки зрения духовного подхода к происходящему, («дух творит себе формы»), и наши доблестные патриоты, и вертлявые неолибералы, в сущности, стоят на одной и той же дремучей платформе рационального историзма. При всех формальных различиях, у них есть нечто общее: они не заглядывают в будущее, словно боясь его, а с упоением, до взаимных оскорблений и зуботычин воюют с прошлым.
И те, и другие в этом смысле относятся к уходящей натуре, к «старой политике», страсти и иллюзии которой погрузили Россию в столетие хаоса, крови и разорения. И теми и другими из-за незримых кулис управляет дух злобы и противления, сталкивая людей лбами и создавая видимость идейной вражды.
Бесы на этот счёт чрезвычайно изобретательны и лукавы. Ныне «старая политика» в лице всех своих флангов – от крайне правого до крайне левого – вынуждена сходить со сцены. Она более не жизнеспособна, ибо доподлинно не знает, и не может знать ответа на вопросы, что происходит, почему это произошло, и что будет дальше.
Эпоха постмодернизма и цифровой революции настолько усложнила картину мира и спутала движение вещественных форм, что рациональный ум, к какому бы идейному флангу он себя ни относил, без помощи свыше, от Бога, без понимания того, каким духом творятся эти формы, постичь ничего не может. Тогда, не видя света в конце туннеля, безбожный ум поневоле оборачивается назад, отыскивает взглядом привычного оппонента, подыскивает повод и вступает с ним в драку.
Довольно жалкое и безнадёжное зрелище! Господь наш Иисус Христос предупреждает: негоже человекам, идя за плугом, оборачиваться назад, и таковые не стяжают Царствия Небесного.
Сегодня мы, как никогда ясно, видим, что в пространстве «старой политики» мощно и успешно, с ускорением действует дух дьявольского разделения: всё дробится, враждует, расстраивается и убывает.
Партии идеологии «от ума» сходят на нет. Вчерашние верные ленинцы обзаводятся многомиллионными долларовыми счетами и активами, плюют на принципы и присягают новым хозяевам. Запад на глазах гниет и смердит на весь мир, приводя в ужас своих же агентов и сторонников в регионах, не затронутых или чуть менее затронутых его безумием.
Выход из этого тупика и кошмара только один: отбросить все и всяческие «измы» как путь на эшафот, и, обратившись к единственной и последней правде Христовой, взглянуть на мир Его глазами. Тогда, глядишь, и воевать с прошлым расхочется, и в кромешной тьме депрессивного бытия проклюнутся тонкие блики близкого рассвета.