«Чем больше доход – тем больше забот» – пошутил как-то один мой обеспеченный знакомый. И грустно продолжил: «Хотел бы я вновь быть нищим студентом, чтобы не зависеть от своих денег». «Что же, – ответил я. – Нет ничего проще: отдай их мне!». В глазах владельца заводов, газет и пароходов на секунду мелькнул испуг: «Ты ведь шутишь, да?!». Конечно, мне ничего не осталось, как с полной серьёзностью его заверить, что меня хлебом не корми – дай пошутить.
Дело было в начале лихих девяностых. Потом грянул дефолт, и мечта знакомого сбылась в полном объёме: он стал нищим. Но счастливее от этого не сделался. Как большинство россиян, его начал жёчь слепой ужас: как теперь жить?! Он, сам не понимая как, уже очутился в аду – здесь, в этой жизни.
Неуверенность в завтрашнем дне – бич сегодняшнего поколения. Наше кредо: «спасение утопающих – дело самих утопающих». Тем и живём. Если не позаботишься о себе сам, никто о тебе не позаботится – ни Бог, ни царь и не герой, а уж тем более – родное государство. Вот и крутимся.
Но, крутясь и погружаясь в заботы, человек начинает ими захлёбываться.
Заботы плавно перерастают в озабоченность. Озабоченность – в озлобленность. Озлобленность – в затравленность. В итоге: начинаем работать, чтобы есть, а едим – чтобы работать. И так – день за днём. Год за годом.
Без права на условно-досрочное освобождение. Из поговорки «на Бога надейся, а сам не плошай» сама по себе выпадает её первая часть. Вторая часть – тоже претерпевает революционную трансформацию. «Сам не плошай» – превращается во вполне пошлое: «хапай!». Вот и хапаем. Сначала то, что плохо лежит и немного. Потом – что лежит хорошо и больше. А в конце концов: всё и без меры.
Нам кажется, что вот-вот накопим себе немного беззаботности про чёрный день, и вот тогда успеем обратиться к Богу. Но время идёт, земные заботы всё неотложнее, растёт тревога, а Неба в жизни всё меньше и меньше. И однажды, сами того не замечая, мы остаёмся и вовсе без Бога – безбожниками.
Сердце не выдерживает груза нахапанного и лопается. Перед разверстой могильной ямой вся наша беготня и постоянное заколачивание денег оказывается не больше мышиной возни в мышеловке. Мышеловка захлопывается. И с чем человек жил – с тем и отправляется в Вечность.
Поэтому Господь и призывает нас: «ищите прежде Царствия Божия и правды его». Много ли человеку надо для жизни? Ну, кусок хлеба, глоток воды. Не продуктовый же склад!
Жил ради наживы – так и будешь вечно высчитывать упущенную выгоду, ничего не видя вокруг. Искал тленного – тленом и закончишь.
Но если будешь «искать прежде Царствия Божия», то – цель и сокровище твоей жизни не оставит тебя и после смерти. Ведь это Сокровище – Сам Бог.
Жил для Бога и ближнего – останешься с Богом.
А всё остальное – приложится.
* * *
Когда наступит наша череда
И смерть покончит с праздностью земною,
С чем умираем – с тем и навсегда
Останемся наедине с собою.
Всё очень просто, выбор не велик:
Коль прожил с Богом – остаёшься с Богом,
А если жить хотением привык,
То не ропщи на Бога слишком строго.
Что через день – зачем о том гадать –
Довольно дню сегодняшней заботы.
На то даётся сердцу благодать,
Чтоб не оставить сердце без работы.
Спеши, спеши! Всё ближе тот порог,
Который в даты превращает – годы.
Дар вечности и странный дар свободы
Сумел ты понести или не смог?
Регент Александр Ильинский