• Продолжение цикла публикаций из киноблога «Светский экран» — кино с пользой для души.

    «Солнечный удар», фильм Никиты Михалкова

    Кино, которого испугались молодые русские мужчины
    Я был на съемках картины Никиты Михалкова «Солнечный удар». В Гороховце Владимирской области киношники специально для картинки построили целый город. Деревянный. Местные жители, чтобы попасть в кадр, переоделись в местных жителей, но столетней давности. Их снимали и даже за это платили. Всё было весело и непринужденно. Все были счастливы. Только недалеко от съемочной площадки сидели несколько покоцанных парней. Пили пиво. И откровенно глумились над происходящим. Даже пытались «наехать» на министра культуры, который тоже в тот день приехал в Гороховец и наблюдал за съемками. Получался острый образ – на площадке снимали Россию, которую мы потеряли, рядом – посвистывала и напивалась Россия, которую мы обрели.

    Подумал тогда – пусть парни хоть так на хорошее кино посмотрят, в кинотеатр на Михалкова они все равно не пойдут. Пойдут другие, их же ровесники, но которые лучше, потому что ведь не может быть, что мы Россию совсем потеряли.

    Не считаю себя лучше, чем кто-либо, но я пошел посмотреть «Солнечный удар». Премьерный день. Небольшой зал типичного кинотеатра. Свободных мест нет. Молодых в зале тоже нет. Я один. Остальным – хорошо за сорок, женщины в основном. Как они внимательно смотрели! Но еще внимательнее старался смотреть я. Пытался понять, в том числе, почему же не пришла на фильм выдающегося режиссера молодежь? Где так называемые креативщики, где так называемые патриоты, где, наконец, так называемые либералы?

    Я нашел ответ, вероятно картина и навеяла. Не пришли – потому что страшно.

    Особенно страшно – молодым русским мужчинам.

    Страшно смотреть, как тысячи ровесников, предают свою Родину, как предают присягу, срезая с себя погоны. Как сотни русских мужчин боятся горстки гопников, захвативших власть. От такой картинки, не дай бог, патриотическая импотенция случится, да и просто импотенция.
    Страшно услышать, что поливать свою страну грязью, это мерзко. Не по-мужски.

    Или страшно, например, осознать, что уже было время, были люди, которые тоже все видели и все понимали, но ничего не делали, а только болтали.
    «Солнечный удар» – это страшный сон молодого русского мужчины.
    Ты не станешь мужчиной, пока не прикоснешься к женщине. Ты не станешь мужчиной, пока в драке не попробуешь крови. Ты не станешь мужчиной, пока не почувствуешь своей Родины, то есть, пока, как минимум, не прикоснешься к ее истории и не подерёшься за её ценности и традиции.

    «Солнечный удар» – фильм, безусловно, о мужчинах, но о мужчинах, которые не смогли остаться русскими. И именно поэтому эта картина актуальна сегодня.

    Но самый сильный удар от этого фильма – понимание того, что руки сложили умные мужчины. Понимание этого бьёт под дых. Если тогда сдались умные, образованные, начитанные офицеры, то чего ждать от русских мужиков спустя сто лет? Мы, по сравнению с белыми офицерами, как семилетние мальчики перед умудренными стариками.

    Мы глупы, это видно по нашим спорам о политике, о геополитике, об экономике, о религии. Мы спорим о том, в чем ни в зуб ногой.
    В то время как настоящие мужики не должны говорить о том, как плохо живется в нашей стране, мужики должны делать всё, чтобы в этой стране жилось лучше

    «По такой логике мужик не может выражать свое недовольство происходящим?» – спросит кто-то. Может. Я даже больше скажу – русский мужик всегда должен быть недовольным. Недовольным собой. Это и дает мотивацию делать себя настоящим.

    Необразованность, самодовольство, а ещё отсутствие чувства благодарности – вот что такое современный русский мужчина.

    Те, о ком говорится в «Солнечном ударе», были абсолютные противоположности. Но и они ни к чему не захотели прикасаться руками. И если с ними случился солнечный удар, то нас постигло – затмение.
    Давайте хоть в кино на солнце посмотрим.

     

    «Пять вечеров», режиссер Никита Михалков

    Когда посмотришь с десяток современных фильмов, и десять раз проклянешь себя за то, что опять зря потратил время, которое все драгоценнее, тогда на выручку приходит старое доброе советское кино. Оно не подводит.

    В этот раз я, наконец, добрался до «Пяти вечером» Никиты Сергеевича. И – впервые почувствовал, увидел, понял, что режиссеру удалось одухотворить, наполнить светом… кинопленку. Она ожила и укрыла собой, как покровом, героев фильма и все его декорации – от того-то «Вечера» такие уютные.

    Хочется посмотреть «Пять вечеров» непосредственно с пленки, мне кажется побегут мурашки, потому что пленка, на которой запечатлено столько нежности, не может не ласкать…

    Как Михалкову и Адабашьяну (сценарист и художник) удалось такое волшебство – неизвестно, мне кажется, они сами это спишут на чудо, да и не в этом соль… Перед нами великое кино, и «не надо грязи» в сторону его создателей.

    Но советское кино не только режиссерское. Своей души в одухотворение пленки добавили исполнители главных ролей. Все они сегодня легенды, Людмила Гурченко (ее героиня – Тамара, одинокая женщина, к которой спустя десятилетия забегает в гости на пять вечеров старый квартиросъемщик), Станислав Любшин (тот самый квартиросъёмщик Ильин, зашедший поздороваться, так как был рядом, но не сумевший сказать прощай). К слову, Гоша Баталова из фильма «Москва слезам не верит» по своей харизме, обаянию, манере общаться и жить очень напоминает героя Любшина в «Пяти вечерах». Если учесть, что картина Меньшова вышла через год после Михалковской, то вполне возможно … нет, не плагиат, просто подобный типаж мужчин тогда, видимо, был востребован… Сегодня он востребован снова, истосковались в России по благородным мажАкам, да откуда им взяться – молодые поколения «Москву» и «Вечера» не смотрят, а в три дэ ничего подобного не снимают (впрочем, в Три Тэ тоже).

    …Любшин за роль Ильина в 1979 году был признан лучшим актером по версии журнала «Советский экран». «Светский экран» абсолютно с этим согласен. Ваше здоровье, Станислав Андреевич!

     

    Источник: СВЕТский ЭКРАН

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *