В IV веке Египет был средоточием духовности Православного мира. Многие великие святые подвизались тогда в этих местах. Но даже на их фоне особенно выделяется один. Святитель Афанасий Великий. Каждому христианину он может послужить примером буквально во всём – в учёности, умении всегда выбирать правильное решение, терпении скорбей, твёрдости в вере и служении Истине.
«…рожденна, несотворенна, единосущна Отцу…» Символ Веры
Учёный и богослов из Александрии
Будущий святитель ещё в детстве получил хорошее эллинистическое образование. Он был знаком с трудами поэтов и философов античности, которых позднее цитировал в своих сочинениях. В юности Афанасий читал Священное Писание и труды знаменитого христианского эрудита Оригена, а позднее ознакомился с богатым устным наследием монахов из Египетской пустыни.
Благодаря искреннему благочестию и своим обширным знаниям, молодой человек был посвящён во диаконы и стал секретарём Александрийского архиепископа Александра. С ним он побывал на Первом Вселенском соборе, где аргументировано опровергал лжеучение еретика Ария. По преданию, именно он подсказал архиепископу Александру и другим отцам собора слово «Единосущный», которое было внесено в христианский Символ Веры в опровержение арианской ереси.
После смерти владыки Александра, новым архиепископом Александрии был избран святитель Афанасий. На кафедре он стал настоящим отцом монашества и покровителем христианской науки. Перу святителя принадлежит список канонических книг Нового Завета, житие преподобного Антония Великого, трактаты «О воплощении Слова», «Против язычества», «История ариан для монахов» и три «Слова против ариан». Он же стал основателем традиции архиерейских пасхальных посланий.
Вольный и невольный странник
Увы, осуждённый за ересь Арий имел влиятельных сторонников при дворе императора Константина Великого. Одним из них был епископ Евсевий Никомидийский. Со временем, он сумел добиться у императора возвращения ересиарха из ссылки и, напротив, отправки в ссылку нескольких защитников Православия. В их числе пострадал и Александрийский святитель, которого сослали в Трир.
После смерти императора Константина, святитель Афанасий вернулся в Александрию, но новый император, поддерживавший ариан, уже поставил на его кафедру своего кандидата. Тогда владыке пришлось ехать в Рим и просить помощи у папы Юлия. Собор западных епископов вновь осудил арианскую ересь и реабилитировал Афанасия Великого. После ещё одного собора, в Сардике, святитель смог вернуться на кафедру, которой спокойно управлял десять лет. Потом была ещё одна ссылка, побег в Египетскую пустыню и окончательное возвращение на кафедру уже при следующем императоре.
Половину своей жизни святителю пришлось провести в разъездах. Он навещал свою паству в Египте и Ливии, посещал Константинополь и Соборы епископов в городах Малой Азии, жил ссыльным в Трире на границе современных Франции и Германии, искал помощи в Риме. И во всех путешествиях Господь хранил своего верного сына от опасностей и болезней. Поэтому, сегодня многие христиане молятся святому Афанасию, когда отправляются в путь.
Водимый Духом Святым
Святителя Афанасия Великого всегда отличало знание того, как следует поступить правильно, чтобы остаться верным Господу и убедить в этом других. Так, результатом одной из интриг Евсевия Никомидийского стал собор в Тире (современный Ливан), куда съехались в основном епископы-ариане. Евсевий подкупил египетских раскольников с тем, чтобы они обвинили Александрийского святителя в убийстве своего епископа Арсения.
На соборе Евсевий показал всем отрубленную руку, «которая только и осталась от убитого собрата нашего Арсения». А архиепископ Афанасий Александрийский, неожиданно для всех, показал самого епископа Арсения. Живого и здорового. Прямо перед поездкой на собор святителю удалось найти иерарха и убедить его разоблачить лжесвидетелей.
Во времена торжества ариан, когда основные епископские кафедры занимали еретики, святитель не переставал рассылать обличающие ересь послания. За это его прозвали «Афанасий-против-всего-мира». Но он не выступал против еретиков один, а всегда умел найти других защитников Православия – в Риме, в Малой Азии или в других местах. Его церковной дипломатии мы обязаны тем, что арианство постепенно всё же было побеждено.