В небольшом, но живописном селе Ратчино, Липецкой области живет необычный батюшка. Помимо кавказкой внешности, которая совсем не свойственна православным священникам, батюшка имеет удивительную судьбу.
Душа каждого человека стремиться познать Бога и приблизиться к Нему.
Настоятель храма Покрова Божией Матери – протоиерей Онисим Османов по национальности табасаранец. Его народ является одним из коренных народов Северного Кавказа, который проживает в Дагестане и исповедует ислам. Отец Онисим бывший мусульманин, но как говорит сам священник, мусульманином он был не по вере, а по традиции.
«Моя молодость пришлась на атеистическое время, тогда даже в Дагестане люди украдкой молились Богу. В республике не было ни религиозных деятелей, ни мечетей. Я, как и многие в то время, был мусульманином по традиции. Однако, душа каждого человека стремиться познать Бога и приблизиться к Нему. Я со школьной скамьи стремился обрести Бога, но мне никто: ни родители, ни родственники мусульмане не помогли этого сделать, потому что моя семья была светской, почитающая больше традиции кавказского народа», – рассказывает священник.
Так, следуя традициям своего народа, родители отца Онисима сосватали ему невесту. До дня регистрации молодые ни разу друг друга не видели, и каждый из них очень переживал за выбор родных. «Недавно мы с матушкой отметили 37 лет совместной жизни, но я до сих пор помню, как волновался перед нашей свадьбой. Переживал, понравится ли мне невеста или нет, но когда увидел девушку, одетую в белое платье, в большой национальный платок, то влюбился в нее с первого взгляда. Моя невеста оказалась не только красивой, но и очень скромной» – вспоминает священник.
По словам отца Онисима, молодым людям при выборе спутника жизни нужно прислушиваться к мнению своих родителей, брать у них благословение на брак.
«Я полностью доверился родителям, проявил им свое послушание, поэтому ни разу в жизни я не пожалел о том, что женился. Также все мои дети, а их у меня десять человек, очень послушные. Между нами нет недопонимания. Если я сказал, что нужно что-то сделать, значит, все будет выполнено в срок, даже самыми маленькими», – рассказывает батюшка.
Отец Онисим и матушка Серафима после свадьбы, рядом с родителями прожили недолго. Несмотря на традиции табасаранского народа – жить большой семьей вместе, супруги решили отделиться от родителей и создать свой домашний очаг. Из Дагестана переехали в Ставропольский край. Там семья познакомилась с православными христианами, которые и привели супругов к Богу.
Нам открылось, что именно Христос – Истинный Бог, Который ведет нас к Царствию Небесному, к Небесному Отечеству
Я долго пыталась узнать у отца Онисима, что заставило их с матушкой Серафимой принять православие: какое-то чудо, изменившее их мировоззрение или горе, заставившее супругов искать утешения в православной вере? Оказывается у Господа Бога, куда все проще, чем человек может себе представить.
«Не было ни чуда, ни горя», – отвечает отец Онисим. «С матушкой мы уже жили пять лет в Ставропольском крае, имели четверых детей. Мы просто почувствовали, что Господь зовет нас к Себе. Нам открылось, что именно Христос – Истинный Бог, Который ведет нас к Царствию Небесному, к Небесному Отечеству. Только с Ним мы можем спастись», – говорит священник.
Конечно, принять Крещение супруги решили не за один день. Проникались православной верой постепенно, читая много душеспасительных книг и общаясь с православными христианами. «Когда мы с матушкой уже всерьез задумались о принятии христианства, мы каким-то случайным образом попали в Пюхтинский Успенский женский монастырь, где жила одна сестра, которая многому нас научила. Спустя время, в одном из приходов ставропольского края мы вместе с матушкой в один день приняли крещение. Отец Александр, который меня крестил, сегодня является моим духовником», – рассказывает отец Онисим.
По словам священника, одним из самых сложных разговоров в его жизни, стал разговор с родственниками о принятии им и его семьей христианства. Родители будущего священника и слышать не хотели о том, чтобы их сын будет христианином.
«Сначала родные пытались уговорить меня отказаться от Христа и не поступать в духовную семинарию как я тогда уже решил. Предлагали деньги на обучение в медресе, чтобы я стал муллой. Дальше больше: кто-то из родственников предложил найти мне русскую жену, чтобы у меня было две жены. Они совершенно не понимали, что ничего мне не нужно кроме как встать на истинный путь и спасать свою душу. Когда отец понял, что я не изменю свои намерения, и все же приму христианство, он сильно рассердился и выгнал меня из своего дома. После этого случая наша семья больше не была в отчем доме», – вспоминает отец Онисим.
После разрыва с семьей, отцу Онисиму и матушке Серафиме пришлось многое претерпеть. «Страшно вспомнить, что мы пережили: от родных на нас сыпались постоянные угрозы и проклятия. Нас пугали, что если мы отвернемся от ислама и примем христианство, наши дети родятся уродами. Родственники даже приезжали к нам в Россию, чтобы отомстить нашей семье за вероотступничество. Слава Богу, тогда нас уберег Господь. Мы не планировали, но почему-то все же уехали в монастырь, где пробыли какое-то время, пока родственники не уехали и не причинили нам вреда. Господь нас поддерживал всегда, не раз творил чудеса для нашей семьи», – рассказывает батюшка.
В семье отца Онисима и матушки Серафимы десять детей и уже много-много внуков. Все они не жалеют о том, что когда-то их родителям пришлось сделать не простой выбор, и стать православными христианами. «Мои дети – это подтверждение моего правильного выбора. Они часто меня спрашивают о том, что если бы мы не стали православными христианами, чем бы мы тогда занимались? Во что бы верили и как жили?», – говорит отец Онисим.
Сегодня, пройдя многие испытания, Османовы живут дружной семьей, соблюдая все православные традиции. «Мы приняли христианство, и живем по его законам. По национальности я не русский, но я христианин и вместе с со всеми верными питаюсь из одной Чаши духовной пищей: Телом и Кровью Христовой, поэтому я очень переживаю за русский народ. Я учу своих детей уважать русские традиции и любить Россию, потому что это их Родина. Русские люди очень добродушные, всегда найдутся те, кто сможет тебе помочь в трудный период жизни. Я люблю Русский народ. Одно только огорчает и беспокоит: количество абортов, которое с каждым годом только увеличивается» – сетует священник.
Кто такие табасаранцы?
Табасаранцы – один из древнейших коренных народов, живущих на юге Дагестана. Говорят они на сложнейшем языке нахско-дагестанской группы, весьма отдаленно родственном аварскому и чеченскому. В этом языке 41 падеж. Но, многие, кто приезжает в Табасаран на год, без проблем изучают его и могут нормально изъясниться по-табасарански.
На табасаранском издаются газеты. Например, «Зори Табасарана» («Табаса-рандин нурар»), для детей «Соколёнок» («Ппази»), для женщин «Дагъустандин дишагьли».
Численность табасаранцев в России (по переписи населения за 2010 год) составляет около 147 тыс. чел.