Церковь и деньги
Сегодня СМИ все чаще говорят о «попах на мерседесах», богатых священниках и их роскошной жизни. О том, как православному христианину реагировать на данные сообщения мы беседуем с иеромонахом Макарием (Маркишем).
– Здравствуйте, батюшка. Сегодня хотелось бы поговорить о провокационной компании против Церкви. Некое издание провело расследование, которое выяснило, что в Москве, в обычных приходских храмах, священники зарабатывают от ста тысяч рублей, а в регионах – тридцать пять тысяч рублей. Люди возмущаются, и с сарказмом говорят о том, что нужно идти в священники, потому что у них большие зарплаты.
– Очень хорошо, у нас будет конкурс в семинарии, мы будем принимать только самых достойных, а таких, кто гонится за деньгами, будем просить на выход.
– Да, но все-таки, там указаны конкретные цифры, 100 тысяч и 30-35 тысяч на регионы. Как вы можете это прокомментировать?
– Да хоть 100 миллионов. А что мне комментировать? Это не мое дело. Если человек эти деньги украл, то, как сказал Владимир Владимирович Путин, вор должен сидеть в тюрьме. И не важно, сколько он украл сто тысяч или сто рублей – он должен ответить перед законом. А если священник их не украл, то, какое вам дело сколько у него денег? Я могу вам твердо сказать, что за последние, примерно десять лет, бухгалтерская отчетность церкви стала очень строгой, а иногда даже излишне. Нас заваливают бумагами. Все отчетности нужно подводить под государственные стандарты. Воры, конечно, как и везде есть, но их лишают сана. Например, известный Владимир Головин отправился туда, откуда пришел. Нормальные священники, дьяконы, церковные служители живут согласно церковным нормам жизни и нормам жизни государства. Никто ничего не ворует. Опять же, если кто-то ворует, то отвечает перед законом по полной программе.
– Мне кажется, что издание опирается на не совсем достоверные данные, потому что с трудом вериться, что бы повсеместно в столице у священников были такие зарплаты
– А надо ли нам в это верить? Наше ли это дело? Мое ли это дело? Или ваше?
– Лично мне, все равно кто сколько получает. Но в глазах общества Церковь вот такими слухами очерняют.
– Мало ли кто чем очерняет? У нас идиотов очень много. Огромная страна – 140 миллионов. Сколько в ней дураков? И дураков, которые язык распускают?
– Хочется, что бы СМИ говорили правду о том, как тяжело живут священники в селах, а не распространяли нелепые слухи.
– Действительно в селах жизнь священников очень тяжелая. В нашей Ивановской области священники живут бедно. Те, кто распространяет слухи, о том, что священники получают огромные деньги, понесут за это ответственность перед Богом и перед людьми. Даже если не понесут, то, что ж делать? У нас есть взяточники, есть воры, проститутки, наркоторговцы. Кто-то из них несет ответственность, кто-то нет. Это все зло мира, но зло в тех, кто порет этот бред.
Если священник и получает хорошую зарплату, значит у прихода есть финансовая возможность. Чаще это бывает в городах. Деревенскому священнику приходится туго. Ему может помогать епархия, какие-то благотворители, в каких-то регионах могут предоставить жилье, льготы на отопление, привезти дров. Я сам вижу как трудно живется священнику в селе.
Несмотря на то, что у меня очень скромный доход: крошечная пенсия и небольшой оклад в семинарии мне этого хватает на жизнь, потому что я монах, у меня нет семьи. А тем священникам, у которых есть жена и несколько детей приходится очень трудно. Но они никогда не будут раскрывать речевой аппарат, и выпускать эту жабу, которая называется «зависть». Они не будут требовать, негодовать, почему у одних больше, у других меньше. Зависть – дефект коммунизма, проклятых большевистских лет. Революция чем была подпитана? У попа много денег, у помещика – много земли, у купца – товара. Грабь награбленное – новый мир построим. Достроились до ГУЛАГа: миллионы жертв, коллективизация.
Зависть нужно истреблять из нашей среды. А как её истребить? А вот так.
Вас спросят: это ваши двести тысяч? Нет? Тогда зачем вы рот открыли? Молчите. Хотите, что бы у вас было двести тысяч? Так идите, заработайте. Хотите быть священником? Пожалуйста. Приходите, посмотрим, что из вас получится.
– Сегодня СМИ не говорят о сельских священниках, которым безумно тяжело выжить в селе. Мы чаще слышим новости о попах, разъезжающих на дорогих машинах…
– Каждый воспринимает мир в меру своей испорченности. Или, наоборот, в меру своего благочестия. И если человек испорчен, насильно его не исправишь. Если он имеет, какую-то тенденцию к устранению своей порчи, мы представляем возможность. В том числе сеть Елицы. Знакомьтесь с духовенством, пишите. У нас есть видео лекции и видео ответы. Пишите, спрашивайте, мы все вам расскажем.
– Часто случается так, что священник становится посредником между благотворителем и нуждающимися. Обеспеченные люди приносят в храм пожертвования. Священник в свою очередь, эти пожертвования раздает нуждающимся.
– Совершенно верно. Но в точности, как и со своим доходом, так же и о своем расходе и о своей благотворительной помощи людям, ни один нормальный священник не станет рассказывать.
– Люди со стороны не понимают, как это работает, поэтому им кажется, что священники очень богатые люди.
– Разные люди бывают. Есть люди нормальные, есть люди ненормальные. И ненормальному человеку вправить мозги и сердце мы неспособны. Мы можем только сохранять норму, что бы этот ненормальный видел, что вокруг него есть нормальные.