А вы знаете, зачем подавать записки в храм? А какая молитва может оказаться во вред? И в чем польза непрестанной молитвы? Сегодня на эти вопросы ответят православные святые, подвижники и богословы.
Что такое молитва?
Об этом очень много говорят, но не всегда понимают сущность и значение молитвы в жизни христианина. Молитва – это форма общения человека с Богом и Его святыми. Когда мы имеем цель в общении с другими людьми, мы стараемся конкретно выразить свою мысль, прилагаем усилие, чтобы донести наши слова до ближнего и добиться какого-то результата.
Разговор с Богом тем более представляет собой живое общение одной личности с Другой. Существуют запечатленные в церковном предании молитвы, которые мы используем в домашнем и храмовом богослужении, а есть и молитвы, произносимые людьми своими словами. В любом случае, без молитвы, то есть без обращения к Богу, мы «не можем делать ничего» (Ин. 15:1).
О том, как общаться с Господом, во все времена Христианства святые подвижники и лучшие богословы Церкви не уставали говорить о том, как же важна для нашей жизни молитва.
Апостол Павел
«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Сол. 5:16);
«Стану молиться духом, стану молиться и умом» (1 Кор. 14:15);
«Непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его» (Еф. 1:16-17);
«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие» (Евр. 13:7).
Святитель Иоанн Златоуст
«Если молясь, будешь услышан, пребывай в молитве, благодаря за милость, а если не будешь услышан, пребывай в молитве, чтобы быть услышанным»;
«Послушаемся слова Господня, и не будем молиться напоказ, не станем также указывать Господу способа, как нам помочь»;
«Не молись против врагов и не держи ни на кого злопамятства»;
«Молитва укрощает все страсти, смиряет гнев, изгоняет зависть, подавляет похоть, ослабляет любовь к житейским вещам, доставляет душе великое спокойствие, восходит на самое Небо»;
«Молиться Богу следует с чистою и непорочною душою, предпочитая молитву жизни, здравию, богатству и всем конечным благам, потому что как солнце освещает тело, так молитва – душу».
Преподобный Иоанн Лествичник
«Молитва − мать всех добродетелей»;
«Не отказывайся помолиться и о душе другого, хотя бы не приобрел ты дар молитвы, потому что вера просящего часто спасала и молящегося о нем с сокрушением».
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
«Путь к Богу − молитва»;
«Душа молитвы − внимание»;
«Безостановочное произнесение молитв рассеивает ум»;
«Сущность исполнения молитвенного правила заключается в том, чтоб исполнялось оно со вниманием. От внимания дух наш приходит в смирение; от смирения рождается покаяние. Чтоб можно было совершать правило неспешно, надо правилу быть умеренным».
Игумен Никон (Воробьев)
«Старайся всегда, гуляешь ли, или работаешь один или среди людей, хоть изредка, мысленно от всего сердца вздохнуть несколько раз ко Господу. Хоть один раз в чаc. Даже если что-либо не так делаешь, даже грешишь, надо еще усиленнее просить помощи и прощения у Господа»;
«Надо хоть один раз в сутки на несколько минут ставить себя на суд пред Господом, как будто мы умерли и в сороковой день стоим пред Господом и ждем изречения о нас, куда Господь пошлет нас. Представ мысленно пред Господом в ожидании суда, будем плакать и умолять милосердие Божие о помиловании нас, об отпущении нашего огромного неоплатного долга»;
«Старайтесь все делать и говорить как бы в присутствии Божием. Оно ведь так и есть. Господь во всякое время везде и видит все наше: сердце и мысли, не только слова и дела. И несодеянное (даже) мое видеста очи Твои»;
«Рассеянная молитва — не есть молитва, хотя Господь и ее принимает вначале от тех, кто еще только учится молиться. Но ведь надо же научиться когда-нибудь молиться и без рассеяния!»;
«Если воздержишься от гнева и сохранишь мир, то и молитва будет хорошая, а если будешь в расстройстве и немирствии, то и молиться не сможешь».
Важность соборной молитвы
Молитвы к Богу бывают покаянными − когда мы сожалеем о своих грехах и раскаиваемся в них; просительные − в которых мы обращаемся к Господу с просьбой о помощи в своих нуждах; и благодарственные − когда мы благодарим Создателя за что-то.
В Священном Писании есть знаменитые слова Христа:
«ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»
(Мф. 18:20).
В этой фразе скрыто и понятие о соборной молитве, когда о чем-то Господа просит не один человек, а несколько. Именно этим и объясняется традиция подавать записки в храмы на то или иное богослужение. Верующий приглашает к молитве о своей просьбе священника, и вот уже он, даже не зная деталей, молится о здравии или упокоении душ Божьих рабов, поминая людей на Литургии или частном богослужении, таком как молебен или панихида.