Несмотря на 70 лет воинствующего атеизма и во множестве пришедшие в нашу страну в 90-е годы западные и восточные секты, Россию всё ещё можно назвать христианским государством. Как потому, что её жители помнят, что они произошли от предков-христиан, так и по самоидентификации россиян, которые по большей части продолжают именовать себя православными. Даже если посещают храм всего лишь несколько раз в году – на Рождество, на Пасху и при крещении детей родственников.
О нашем христианском происхождении нам напоминает буквально всё. Название географических объектов и улиц: Благовещенск, Санкт-Петербург, Архангельск, Златоуст, Сергиев Посад, Большая Якиманка, Варварка, залив Святой Ольги, вулкан Вениаминова. Названия дней недели и праздничных дней годового круга: Суббота, Воскресенье, Рождество (Рождество Христово), Духов день (День Святого Духа), Покров (Покров Пресвятой Богородицы). И, частенько, даже наши собственные фамилии, о которых мы и поговорим сегодня.
Появление фамилий в России
Первые фамилии на Руси появились у жителей Новгородской и Псковской республик примерно в XIII столетии. На остальных территориях страны в это время обходились именем и отчеством, а иногда прозвищем.
С XIV века фамилиями начинает обзаводиться правящее сословие – князья, бояре, позднее и сформировавшееся дворянство: Оболенский, Гагарин, Кошкин, Карамзин и т.п.
- С XV века фамилии начинают получать купцы,
- Примерно с XVI – казаки и другие служилые люди,
- С конца XVII столетия – духовенство.
- Наконец, к концу XIX столетия фамилии получают мещане, крестьяне, инородцы и остальное население.
В основном, русские фамилии образовались тремя способами.
Во-первых, от личных имён, отчеств: Иванов (сын Ивана), Алексеев (сын Алексея), Никаноров (сын Никанора), Трифонов (сын Трифона).
Во-вторых, от профессии носителя: Кузнецов, Бондарев, Ткачёв, Токарев, Гончаров, Кожемякин.
В-третьих, от прозвища, полученного человеком ввиду его внешних особенностей или черт характера: Безбородов, Носов, Бородин, Храбров, Смиронов, Угрюмов.
Остальные фамилии, в целом также довольно многочисленные, можно отнести к «нестандартным».
Христианские фамилии
Особенный пласт в огромном массиве русских фамилий составляют фамилии «христианские» – такие, которые имеют церковное происхождение или по своему смыслу отсылают нас к христианской культуре.
Мы знаем поэта Роберта Рождественского, детского писателя и мультипликатора Эдуарда Успенского, изобретателя радио Александра Попова, Светлану Аллилуеву – дочь И.В. Сталина, помним знаменитого героя «Собачьего сердца» – профессора Преображенского, включая новости спорта, видим там словацкого биатлониста Мартина Отченаш. Все они – носители христианских фамилий. Как же такие фамилии появились?
Часть ответа на этот вопрос я получил от своего знакомого Владимира Благовещенского, который работает семейным консультантом. Владимир поделился семейным преданием:
«Семинарская фамилия. В семинарии учащимся давали новые благозвучные фамилии. Отличникам – в честь церковных праздников: Успенский, Благовещенский; хорошистам – в честь птиц: Соколов, Соловьёв; троечникам – в честь цветов: Фиолетов, Краснов и т.п.».
Фамилии давались в семинариях
С течением времени количество храмов и монастырей в России постепенно увеличивалось, а значит, требовалось всё больше священнослужителей.
Учащиеся духовных училищ, семинарий (в те времена не ВУЗ, а средняя школа) и духовных академий (уровень университета) становились или женатыми священниками, или принимали монашество – что предполагает смену имени. Между тем, в официальных документах требовалось как-то отличать друг от друга особ духовного звания. Поэтому фамилии для духовенства превратились в необходимость.
Малоросские и белорусские священники фамилии, как правило, уже имели, а вот великорусскому духовенству их приходилось придумывать. Поначалу, руководство семинарий стремилось раздачей фамилий просто отличить одного воспитанника от другого. Но через некоторое время преподаватели стали проявлять фантазию, стремясь сделать фамилии духовенства непохожими на другие.
Далеко не все из них отсылают нас к церковной жизни. Так, неблагозвучная фамилия семинариста «Пьянков» заменилась на «Собриевский» – от лат. «трезвый». И вообще, калька с латыни стала характерной чертой многих семинарских фамилий, подчёркивающей образованность их носителей: «Соловьёв» стал «Аедоницким», «Райский» – «Парадизовым». Отличникам часто давали фамилии «Скородумов», «Любомудров», «Добромыслов» и т.п.
- И всё же именно из семинарий XVII-XX веков родом русские фамилии в честь церковных праздников (Вознесенский, Крестовоздвиженский, Введенский, Петропавловский),
- предметов церковной утвари и облачений (Кадилин, Омофоров, Стихарёв, Колокольцев),
- библейских мест и героев (Фаворский, Самарянский, Саулов, Авессаломов),
- священно- и церковнослужителей (Протопопов, Звонарёв, Дьяконов, Монахов);
- молитвословий и частей храма (Херувимский, Псалмов, Алтарёв, Куполов, Папертин) и тому подобные.
«Точно не могу ответить вам, откуда пошла фамилия, но то, что предки были священниками – это точно. Знаем, где находится могила одного из предков-священников и в церкви есть записи», –
рассказала Ирина Богоявленская.
Фамилии сирот и казаков
Семинарии не стали единственным источником фамилий с христианскими корнями. Детям, которых подкидывали в сиротские приюты дореволюционной России, фамилии придумывало руководство воспитательных домов.
Иногда они оказывались обидными и лишь подчёркивали нежеланное появление малыша. Например, «Безродный», «Сирота», «Капустин». Но в других случаях детям стремились дать благозвучную фамилию: «Христарадин», «Боголепов». Часто, фамилии сиротам давались в честь церковных праздников, когда они были найдены: «Святкин», «Покровский», «Знаменский», «Архангельский».
Казачье сословие России формировалось на её окраинах в течение нескольких веков. Одним из признаков казачьей самоидентификации было православное вероисповедание. В период старообрядческого раскола XVII века в казачьи земли бежало множество староверов, среди которых были членами церковного клира и причта. Позже часть их потомков пополнила собой ряды казачества.
Кроме того, не все сыновья традиционно многодетных русских священников стремились идти по стопам своих родителей. Некоторые из них уходили в разночинцы, а некоторые – в казаки. Так среди казаков появляются Протопоповы, Дьяченко, Дьяковы, Пономарёвы, Просвирины, Церковниковы, Апостоловы, Кумовы, Иордановы, Отченаш и т.п.
Владимир Дьяков поделился своим семейным преданием об этом:
«Отец из семьи староверов с центральной части Украины. Там половина села была с такой фамилией. Причем в жизни встречал много людей с такой фамилией и большинство из них староверы».
Особенные случаи
Конечно же, христианская фамилия всегда могла быть получена не из вышеописанных источников, а каким-нибудь особенным образом.
Например, предок Дмитрия Архангельского занимался иконописью и фамилию получил в награду: «Вот что написала моя мама:
Какой-то пра- пра- прадед твоего отца был богомазом, расписывал храмы. Он расписал храм, и роспись так понравилась митрополиту, что он сказал: “Проси любую награду”. Дед попросил дать ему фамилию по названию этого храма. А храм был Архангела Михаила. Отсюда пошла фамилия Архангельских. Это рассказала бабушка твоего отца».
Другой опрошенный мной интервьюер, Илья Боголюбов, взял себе такую фамилию сам:
«Ничего особого не могу вам рассказать о данной фамилии. Я просто выбрал её и ношу, так сказать. Просто понравилась именно такая фамилия».
Влияние фамилии
Интересно, что многие носители христианских фамилий считают, что они положительно влияют на их жизнь.
Тот же Илья Боголюбов заметил:
«Влияет ли фамилия на жизнь и судьбу человека?! Думаю, что влияет. Также на нашу жизнь влияет очень сильно и наше имя. Исходя из своего скромного опыта, могу сказать, что я доволен своей жизнью… Такие дела».
Ирина Богоявленская говорит, что её фамилия
«уберегает от ненужных, плохих людей. Не случается ничего плохого со мной и с моим ребёнком. Если нужна машина, появляются попутчики. Я их называю: ” Посланцы” “Моё счастье”. Как то так».
«Думаю, что прямо не влияет. Но косвенно звучная фамилия Архангельский, конечно, помогает при знакомстве с новыми людьми, дает некую запоминаемость и узнаваемость», –
добавляет Дмитрий Архангельский.
«Я всегда хотел стать священником, и до сих пор хочу. Насколько это связано с фамилией, насколько с семейными фотографиями, не знаю», –
сообщил Владимир Благовещенский.