Юродивые Христа ради, как отмечает открытая православная энциклопедия «Древо», это «подвижники, избравшие подвиг внешнего изображения безумия с целью достижения внутреннего смирения».
Греческое слово «салос» и его славянская калька «юродивый, уродивый, юрод, урод» – происходит от греческого же глагола «салео» – «колебаться, качаться». В классическом понимании, «салос» или «юродивый» – это не просто тот, кто ведёт себя несколько необычно и говорит странные слова. Как правило, это человек крайне опасный – глупый, безумный, помешанный и даже буйный.
В Евангелии в таком значении слово «юродивый» упоминается в Притче о десяти девах:
«Тогдá уподóбися цáрствiе небéсное десятимъ дѣвамъ, яже прiяша свѣтилники своя и изыдóша въ срѣтенiе женихý: пять же бѣ от нихъ мудры и пять юрóдивы»
(Мф. 25:1-2)
Смысл юродства ради Христа
Но подвиг юродства ради Христа диаметрально отличается от простого юродства. Далеко не все юродивые Христа ради вели себя буйно и занимались обличением людских пороков. Главной чертой их подвига было, при абсолютно здравом уме и глубокой внутренней целостности, принятие на себя мнимого безумия и, нередко, презрения и поношения со стороны окружающих, ради победы над тщеславием.
Тщеславие, гордость – считается опаснейшим из всех грехов. Борьбы с гордостью не выдержал даже высший ангел света Денница, который в итоге восстал против Создателя, пал и теперь известен нам, как Сатана.
В битве с тщеславием погибали многие великие подвижники благочестия. Вот, как об этом писал преподобный Иоанн Синайский в своей знаменитой «Лествице»:
«Всем без различия сияет солнце: а тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх».
И духовная гениальность подвига юродства ради Христа состоит как раз в том, что он больше всего направлен как раз против принятия подвижника, вступившего на этот путь, окружающим миром. Он для мира – чужой. Его жизнь с точки зрения земной мудрости – глупость. Благодаря такому отношению к себе, юродивый ради Христа мог с успехом побороть гордость. А следом за нею и остальные грехи.
«Юродство предполагает очень высокую степень духовной жизни и принимается совершенно сознательно. Для соблюдения этих двух условий, по меньшей мере, надо обладать здравым умом и трезвой памятью. Согласно святоотеческой аскетике, принять такой подвиг мог человек не просто здоровый психически и духовно, но и достигший бесстрастия, то есть состояния, когда, как говорили отцы, «умолкнут чувства» и человек перестает поступать в зависимости от них, а руководствуется в своем поведении духовным разумом. И вот эту высоту жизни подвижник скрывает за юродством, как за ширмой, чтобы послужить Богу втайне», –
поясняет иерей Владимир Новицкий, клирик храма Святых бессребреников Космы и Дамиана в селе Космодемьянском (Москва), руководитель службы «Благое дело» и врач-психиатр.
Священник Евгений Ильин, клирик Преображенского кафедрального собора города Бердска Новосибирской области, добавляет:
«Важное отличие юродства от других христианских подвигов заключается в том, что это подвиг не тех, кто стремится к святости, а тех, кто ее уже достиг. То есть, юродство не путь достижения святости. Если человек является юродивым ради Христа, то значит он и святой. Если говорить о целях юродства и церковном опыте, то этот подвиг есть воплощение в деле слов апостола Павла «Никто не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их»
(1 Кор. 3, 18-19), и «Мы безумны Христа ради» (1 Кор. 4, 10)
Корни юродства восходят к ветхозаветным пророкам, среди которых многие прибегали к этому способу проповеди. Совершая какие-либо странные поступки они, через это, показывали миру его безумие. Например, пророк Осия женился на блуднице и назвал первенца «Изреелем», чтобы показать, в какое сильное беззаконие впал народ Израильский. Позднее, некоторые святые также принимали на себя подвиг юродства ради Христа, но частично или временно. Из подвижников последних лет элементами юродства известен святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский (1896-1966).
Особенности и отличия подвига юродства
Родиной юродства ради Христа является Сирия. Жители этой страны, как и жители России, славились тягой к горению духа, предельному напряжению всех своих сил в служении Богу. Отсюда и возникновение многих экстремальных форм подвижничества: сидения в ящике (преподобный Варадат), столпничества, юродства ради Христа и т.п.
Юродство ради Христа – это «штучный товар». За 2000 лет своей истории, Церковь причислила к лику юродивых ради Христа около 60 человек по всему миру. Из них, большая часть – около 35 подвижников, была прославлена в Русской Церкви.
Одной из первых юродивых в мире была монахиня Исидора Тавенская (Египетская), жившая в IV веке. Первым русским юродивым считается преподобный Исаакий Печерский (IX век) – насельник Киево-Печерского монастыря.
Как вид подвига, юродство может возникать только в обществе, выросшем из христианской парадигмы. Когда людям известны нормы христианской морали, но они перестали претворять их в жизнь, обличения юродивого возвращают их на путь добродетели. Своим подвигом он подчёркивает противоречия между истиной во Христе и мирским «здравым смыслом», часто оказывающимся совсем не здравым.
Вот как об этом говорит отец Евгений Ильин:
«Опыт Церкви говорит о том, что юродивые это некая истинная закваска для всего Православия, особенно в те времена, когда в Церкви начинает господствовать формально-обрядовое восприятие христианства. Появляется в храме юродивый и закидывает всех навозом или просто при огромном стечении народа на патриаршей литургии сообщает, что сегодня за богослужением было всего два человека».
Интересно, что на Руси XV-XVII века юродивых даже почитали и воспринимали как людей Божиих. Это представление было распространено и в простом народе, и во власти было представление. Обидеть юродивого, нищего или больного считалось не только грехом, но и опасным делом: ведь за них сам Бог мог вступиться. Это нашло отражение даже в русских народных сказках, где, зачастую, главный герой юродствует.
Например, Иван-дурак скрывает свои подвиги, прикидываясь никчемным, глупым – это спасает его от тщеславия и гордыни, которые губят старших братьев.
Распознать настоящего юродивого крайне непросто. Это могут сделать только люди, сами живущие высокой духовной жизнью. Ведь человек может принимать вид безумного по самым разным причинам. Например, царь и пророк Давид, будучи схвачен язычниками, притворился безумным перед одним из правителей филистимлян, чтобы избежать казни.
Другие люди, известные как «кликуши» (лже-юродивые) стремятся сыграть на авторитете юродивых ради Христа (среди христиан) или на суеверных страхах людей перед разнообразными «ясновидящими» и «оракулами», и принимают вид безумцев ради получения духовного авторитета и материальной выгоды.
Кроме того, человек действительно может быть душевно или умственно болен, но в лёгкой форме. Таких людей, которых принято называть «странненькими», «блаженненькими», можно во множестве встретить при храмах, так как здесь к ним относятся наиболее снисходительно. У «блаженненьких» бывает снижен интеллект, зато компенсаторно развита интуиция. Поэтому, будучи верующими, они могут высказывать какие-то интересные соображения. Но это будут просто их счастливые догадки, а не подлинная духовная мудрость или дар прозорливости юродивого ради Христа, данные ему Богом.
Иногда в христианской литературе можно встреть именование юродивых ради Христа «блаженными». Это обусловлено католическим влиянием, где признание блаженным, беатификация, является первым этапом канонизации подвижника. Среди древних святых под титулом «блаженный» нам известны преподобный Иероним Стридонский и святитель Августин Иппонский.
Самые известные юродивые Христа ради
Святой Симеон Юродивый (VI век)
29 лет прожил он в аскетических трудах в Святой Земле, после чего решил пойти в город Эмессу «чтобы смеяться над миром». Подвиг юродства он начал от городских ворот, откуда с дохлой собакой на привязи направился к храму. В храме Симеон тушил орехами свечи, после чего закидал им прихожанок и был избит за это мужчинами, после чего весь город стал презирать его.
Юродивый прозревал духом нужду окружающих и старался помочь. Однажды заметили, что Симеон вошел в дом распутной женщины и, заперев дверь, остался с нею наедине. Потом он отворил дверь и поспешно вышел, озираясь по всем сторонам, не смотрит ли кто. Когда же видевшие это позвали к себе женщину и спросили, зачем у нее был Симеон, она рассказала, что уже третий день ничего не ела. А Симеон принес ей мяса, хлеба и вина и, заперев дверь, предложил трапезу.
При этом, оставаясь наедине с другим подвижником, преподобным Иоанном, святой Симеон «никогда не показывал себя юродивым, но говорил с ним – разумно и со смирением».
Прокопий Устюжский (XIV век)
С юных лет был он богатым купцом в прусских землях. Прибыв с товарами в Новгород, он познал истинную веру «в церковном украшении», иконах, звоне и пении, принимает православие, раздал свое богатство горожанам и стал юродствовать. Позже он удалился из Новгорода в Великий Устюг, избранный им также за «церковное украшение».
Не имея кровли над головой, спал он «на гноище» нагой. На паперти соборной церкви он просил подаяние, а по ночам тайно молился за город и людей.
Однажды Прокопий, войдя в церковь, стал призывать к покаянию, предрекая, что иначе погибнут горожане «огнем и водою». Никто его не слушал и целыми днями он один плакал на паперти, скорбя о предстоящих жертвах. Только когда страшная туча нашла на город, и земля затряслась, все побежали в церковь. Молитвы перед иконой Богородицы отвратили Божий гнев, и каменный град разразился в 20 верстах от Устюга.
Василий Блаженный (XVI век)
Блаженный жил в Москве, где предавался юродству с 16 лет. Зимой и летом он ходил по улицам города обнажённым и босым. Однажды он получил от царя богатую милостыню золотом. И отдал эти деньги не нищим, а купцу в чистой одежде, который потерял все свое состояние и, голодая, всё же не решается просить милостыню.
Однажды он разбил камнем чудотворный образ Божией Матери у Варварских ворот и выяснилось, что на доске под святым образом была намалёвана дьявольская рожа.
Один купец задумал построить в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к Василию, а тот направил его в Киев: “Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь”. Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. “Кого ты качаешь?” – спросил купец. “Родную матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание”. Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он разыскал свою мать, покаялся и упросил вернуться домой, после чего успешно достроил храм.
Ксения Петербургская (XVIII-XIX век)
Ксения была женой Андрея Федоровича Петрова, придворного певчего императрицы Елизаветы Петровны. Оставшись в 26 лет вдовою, Ксения раздала все свое имущество бедным, надела на себя одежду мужа и под его именем странствовала 45 лет, нигде не имея постоянного жилища. Главным местом ее пребывания служила петербургская сторона, приход святого апостола Матфея. В любое время года на ночь святая уходила в поле где, в коленопреклоненной молитве, простаивала до самого рассвета.
Однажды рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище, стали замечать, что ночью, во время их отсутствия с постройки, кто-то натаскивает на верх строящейся церкви целые горы кирпича. Невидимым помощником оказалась святая Ксения.
Горожане считали за счастье, если юродивая ради Христа посещала их дом. При жизни ее особо почитали извозчики, которые заметили, что Бог благословляет их работой за то, что они подвозят святую.
Может ли юродство существовать в наше время?
Вероятнее всего, нет. Настоящее юродство требует внутренней целостности и святости жизни, чем в наше время могут похвастаться немногие. Кром того, христианские ценности сегодня базовыми являются отнюдь не для всех.
Несмотря на 30 лет возрождения духовной жизни, сейчас общество по-прежнему нуждается в повторной христианизации через примеры более понятного для людей благочестия – примера праведных, святителей, преподобных, а не юродивых.