О проблеме медианасилия
Трое подростков 15-16 лет зверски избили пенсионера, применяя орудия пыток. На допросе юные палачи затем объяснили, что, посмотрев в интернете материал “О методах пыток в нацистской Германии”, захотели проверить их на деле, понаблюдать за реакцией живого человека… Это недавний сюжет на одном из телеканалов, который наглядно демонстрирует, что проблема медианасилия в нашем обществе стоит очень остро.
Почему в сети все чаще встречается видео, которое содержит жестокие кадры избиения школьников, снятые подростками на мобильные телефоны? Почему эти дети не чувствуют ни капли вины, и даже не понимают – за что их хотят наказать? Почему в среднем наши дети в течение дня наблюдают по телевидению около 20 убийств и 40 сцен жестокости?
За последние восемь лет увеличилось количество преступлений, совершаемых подростками 15-18 лет, поражающих своей жестокостью. За год ими совершается около тысячи убийств. И все чаще преступниками становятся дети из благополучных семей.
Что такое медианасилие? Влияет ли оно на физическое и психическое здоровье, нравственно-духовное развитие подрастающего поколения? Есть ли взаимосвязь между медианасилием, а также детской преступностью, и самое главное, как оградить общество от медианасилия? И как всегда главные вопросы – кто виноват и что делать? А делать что-то надо уже прямо сейчас.
В настоящее время телевизионные программы, художественные фильмы, количество которых увеличилось в тысячи раз благодаря наличию большого количества коммерческих каналов кабельного и спутникового телевидения, газетные полосы некоторых изданий, не слишком задумывающихся о качестве продукции, льющейся рекой на неокрепшие души наших детей, молодежи, изобилуют сценами насилия, жестокости, а зачастую и порнографии.
Дети и молодежь в настоящее время – самая активная часть зрительской аудитории. И телевидение превратилось в один из главных факторов, наряду с семьей, школьными и дошкольными заведениями, окружающей средой и улицей, влияющих на формирование характера и личности подрастающего поколения.
Ведь уже с полутора лет ребенок, не умея толком говорить, тем более читать и писать, начинает активно воспринимать зрительные образы насилия и уже способен подражать им. А на смену Хрюше и Степашке, с которыми не понаслышке знакомы не одно поколение, пришли космические монстры и мутанты.
Сегодня ученые всего мира обеспокоены отрицательным воздействием сцен насилия на подростковую аудиторию. Но если в США исследования о медианасилии были запущены уже более пятидесяти лет назад, то в нашей стране эти вопросы только поднимаются.
По сути, речь идет о том, что большинство СМИ фактически нарушают права детей, прописанные в документах ООН, не выдерживают возрастные ограничения при показе актов насилия на экране.
По мнению педиатров, ребенок всегда старается подражать тому, что видит вокруг себя, отсюда и особенность игр, в которые сегодня играют наши дети.
Ребенок младшего возраста без вреда для своего здоровья может смотреть телевизионные программы от 1 до 3 часов в день, а также сидеть за компьютером от десяти до тридцати минут. Последствия чересчур долгого нахождения перед экраном телевизора или регулярных многочасовых компьютерных сеансов – снижение остроты зрения и слуха, неврозы, ночные кошмары, застой в психическом и физическом развитии.
Замечено, что 45% учащихся, смотрящих телевизор более 3 часов в день, подвержены агрессивному поведению. Негативное влияние сцен насилия у одних детей выражается в асоциальном поведении, подражании отрицательным героям фильма, в лексиконе ребенка появляются слова, услышанные с экрана. Другие дети становятся запуганными, у них появляется чувство тревоги, закрытости, нежелания к общению со сверстниками, частые расстройства, импульсивность и раздражительность, учащается сердцебиение, повышается давление.
Врачи бьют тревогу, ведь речь идет о настоящей медиазависимости. По исследованиям ученых, воздействие на человека сцен насилия на экране сродни никотиновой зависимости: чем больше насилия видит человек, тем ему это больше нравится. У любителей боевиков, агрессивных компьютерных игр вырабатывается привычка к актам насилия. Лишенный подобных зрелищ человек начинает испытывать дискомфорт.
Возможно, если бы родители были больше осведомлены о таких последствиях для здоровья, они больше значение уделяли бы общению с ребенком, которое подчас заменил телевизор и компьютер с интернетом.
Есть страны, в которых детей пытаются отстранить от экранного насилия. Так, в Греции перед началом каждой телепрограммы на экране высвечивается особый значок, предназначенный для классификации категории населения, для которой представлена передача. Фигура на красном фоне в виде крестика – только для взрослых, а небольшой ромбик на зеленом фоне – для семейного показа. В дневные часы запрещено показывать продукцию, травмирующую детскую психику.
Несомненно, проблема медианасилия тянет за собой целый круг других, еще не решенных в нашем обществе, и можно обвинять низкопробную американскую кинопродукцию, говорить, что мало в сетке вещания по-настоящему интересных молодежных передач, документальных и художественных фильмов – но ведь проблема начинается в семье, с раннего детства.
Сегодня за завтраком имела несчастье наблюдать в общем-то стандартную для отелей картину: за столом сидит семья (родители и двое детей), младший тянет ручки, требует внимания, вместо этого – чтобы отстал и дал всем спокойно позавтракать – ему включают мультфильм на планшете. Судя по воплям и крикам экранных героев, что-то весьма агрессивное и не подходящее по возрасту (мультфильм умышленно не называю). Но родители счастливы, ведь ребенок затих…
Так с чего начинается медианасилие над нашими детьми и кто на самом деле виноват?
Источник: lareina.livejournal.com/683428.html?utm_source=vksharing&utm_medium=social