• На этой неделе мы уже пустили на двор апрель, но для наших предков эта пора была ещё во власти марта. В любом случае весна вместе с Великим постом привносит в мир особое обновление. Времени воздержания всегда сопутствует пора утешения, и с каждым тёплым лучом солнца крестьяне встречали новую радость. В лесу и на поле уже быстрее разрастаются проталины, всё сильнее пахнет прелой землёй-кормилицей, и в этом чуялась особая Божья забота и попечение о народе-пахаре… О традициях на Благовещение и почитании святых, дни памяти которых приходятся в первую неделю апреля – в нашем материале.

    Кто-то в сию пору радовался, но крестьянские дети навзрыд плакали. А всё потому, что в день святителя Кирилла, епископа Катанского (3 апреля по новому стилю), родители прятали санки на поветь до следующей зимы: «Реви, не реви – Катаник санки унёс».

    На следующий день (4 апреля) свершалась память священномученика Василия, пресвитера Анкирского, которого на Руси величали пор-разному: «Солнечником», «Парником», «Капельником», «Тёплым». Спозаранку крестьяне выходили на крыльцо и разглядывали солнце: «Если на Василия Тёплого солнце в кругах будет – значит ждать в сей год урожай богатый». Кроме того, в этот день с седых времён хранился обычай обходить и осматривать старые прохудившиеся избы, которым надобилось обновление. С особым вниманием следили мужики за капелью: если вода с крыш падает, о землю ударяется, на том месте новую избу уже не рубили. Старожилы считали, что здесь земля «подпустит воду».   

    Святитель Кирилл Катанский
    Святитель Кирилл Катанский
    Священномученик Василий Анкирский
    Священномученик Васи́лий Анкирский

    5 апреля, в день первомучеников Никона епископа и 199 учеников его русский крестьянин опять непременно смотрел на небо. Завидев там синие облака, ждал вскоре тёплых дождей. К тому же на Никона поселяне встречали зябликов, которые прилетали на среднюю Русь с южных краёв. Для птах выносили на крыльцо крошки, зерна и семечки.

    В ночь на 6 апреля, на день преподобного Захария постника Печерского вешали на дворе мокрое льняное полотенце. Если оно к утру высохнет, то быть хорошему урожаю, а если останется мокрым – летом зальют дожди и в августе жди раннего инея.

    Преподобномученик Никон Сицилийский
    Преподобномученик Ни́кон Сицилийский
    Преподобный Захария Печерский
    Преподобный Захария Печерский

    Благовещеньев день

    Но главной радостью в сию пору было Благовещенье (7 апреля по новому стилю), когда архангел Гавриил возвестил Пресвятой Богородице о будущем рождении Господа Иисуса Христа – праздник святой надежды. И, конечно же, с этим днём у русского крестьянина связана масса бытовых забот и хозяйских хлопот. 

    Накануне Благовещенья в некоторых губерниях было принято сжигать старые, слежавшиеся за зиму соломенные постели и ветхую износившуюся одежду. Под Благую весть на юге России молодожёны перебирались из тёплой избы в холодную клеть-горницу — «на летнее положение», оставляя в главной хате стариков да малых дитяток. Старухи в эту пору имели непременную заботу пережигать соль в печи. Крестьяне почитали «благовещенскую» соль, как и «страстную-четверговую», за целебную и лечили ею друг друга от всяких недугов. К тому же посыпали этой солью ржаное тесто, чтоб испечь потом колобашек да покрошить их в корм недомогающей животине для скорейшего её исцеления.

    В утро Благовещеньева дня честной народ встречал и привечал во всякой чистоте «зорькой-зоряницею Весну-Красну» по стародавнему древнерусскому обиходу. Если уж «на Благовещенье и ворон-птица гнезда не завивает», то русский человек и подавно чтит-празднует этот знаменательный день, как подобает христианину. Утром – в храме, а в остаток дня радуйся вместе с близкими благой вести Божьей, и ни в коем случае не работай.

    На посельской Руси даже пугали друг друга: «Кто не чтит Благовещенья, с огнем за работой сидит, — убьет у того в это лето молоньей близкого-родного!» «Завьет на Благовещенье гнездо птица — ослабнут у нее крылья: ни летать, ни порхать ей, век свой ходить по земле. То и человек: не будет ему, безбожному, ни в чем спорины, что и птице — без крыльев!»

    «Устами безмолвными, сердцем глаголящим»

    Благочестивые хозяйки пекли к этому дню благовещенские просфоры и приносили их на Литургию для освящения – «вынимать за здравие». Дома такую просфору клали под божницу, а потом оставляли её в закромах с овсом (огороженное место в амбаре, куда ссыпалось зерно). Хранилась она там до первого ярового засева, когда пахарь её доставал и подвязывал к сеялке. Сеял и молился русской крестьянин Богородице, чтоб оградила Пресвятая нивы от вредного полевого гнуса и благословила на богатый урожай.

    А ещё хранился обычай в Благовещеньев день класть просфору перед праздничной иконой в кадку с яровым зерном, которое потом шло на посев. Молился при этом крестьянин нехитро, но сердечно:

     Мать Божья!
    Гавриил-Архангел!
    Благовестите, благоволите,
    Нас урожаем благословите:
    Овсом да рожью,
    Ячменем, пшеницей
    И всякого жита сторицей!

    В Малороссии ходили в простонародье сказания, как сама Пресвятая Богородица с высоких небес засевает все нивы земные. А Архангел Гавриил ей помогает – водит по земле соху с белоснежным конём. Богоматерь разбрасывает из золотой кошницы «всяко жито» пригоршнями, и при этом «устами безмолвными, сердцем глаголящим» молит Господа Сил о ниспослании благословения на будущий урожай…

    Как крестьяне весну гукали

    На Смоленской земле на Благовещенье принято было «весну гукать». Конечно, не обходилось дело без пирогов, которые хозяйки пекли спозаранку. После обеда парни да девки брали по куску пирога, усаживались во дворах на ласковом припёке, обращались на восточную сторону и молились Богу. А потом запевали: «Благослови, Боже, нам весну гукати!» Все вокруг подхватывали хором: 

     Ай лели-лели, гукати!
    Весна красная, теплое летечко!
    Ай лели-лели, теплое летечко!
    Малым деточкам вынеси, весна, по яичечку!
    Ай лели…
     Уж ты, ластовка, ты косатая,
    Ай лели-лели, ты косатая!
    Ты возьми ключи, лети на небо.
    Ай лели-лели, лети на небо!
    Ты запри зиму, отомкни лето.
    Ай лели…

    Честной народ-пахарь щедр на присловья: «На Благовещенье солнышко с утра до вечера — об яровых тужить нечего: благая весть — будет чего поесть!», «До Благовещенья зимним путем либо неделю не доедешь, либо неделю переедешь!», «Каково Благовещенье — таково и Светло Христово Воскресенье!», «На Благовещенье дождь — уродится рожь: густа да колосиста, да умолотиста!»,

    Кроме того, дождь в этот день сулил щедрые всходы ржи, грибное лето и быстрый ход красной рыбы.

    Благовещенский мороз-утренник – также добрый знак и обещал благополучие в хозяйстве.

    Благая весть

    По всей Руси в канун Благовещеньева дня ловила детвора птиц, чтобы на время посадить их в клетку. А в разгар праздника при всём честном народе выпускали их на вольную волю. По русскому обиходу считалось, что птички будут ходатаями перед Господом за простого человека и непременно «попросят за того», кто даровал им свободу.

    В городах особо ушлые птицеловы приносил в Благовещенье на рыночные площади бедных птах в клетях целыми сотнями, и выпускали их за копеечки: «Дайте выкуп за птичек, — пташки Богу помолятся!»  И стар, и млад не жалел денежку, чтоб освободить пленниц из неволи. И взмывали пернатые ходатаи в небеса к Богу под русские песни и сказы:  

     Синички-сестрички,
    Тётки-чечётки,
    Краснозобые снегирюшки.
    Щеглята-молодцы,
    Воры-воробьи!
    Вы по воле полетайте,
    Вы на вольной поживите,
    К нам весну скорей ведите!
    За нас Божью Мать молите!
    Синички-сестрички…
     

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *