Человек подобен дереву, которое своими ветвями тянется к Солнцу (к Богу), а корнями уходит в корни традиционной культуры семьи и страны. Память о прошлом делает нас сильнее. И, воспитывая ребенка, мы стремимся прививать ему любовь к Богу. Ребенок духовно возрастает через Таинства церкви, через житие матери и отца, через игры, через обучающую литературу, и конечно, через сказки. Именно поэтому важно, чтобы родители сами правильно их понимали.
«Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их»
(Мф, 13).
Следуя за Христом, церковные люди прошлого строго исполняют обеты. Цитаты из Библии используют как прямое руководство к святому жительству. Познавая духовные истины, детям рассказывают свои притчи в виде сказок. Рассказывают им о праведности и готовят их к возможным жизненным и духовным ситуациям.
Сказки дошли до нас из старины, цитаты из летописей и старинных книг подтверждают это. В книге А. Терещенко «Быт русского народа» хорошо описана набожность русского народа:
«В древние времена вставали до восхождения солнца, молились тотчас Богу, испрашивая Его святой помощи на все добрые дела, и, не помолясь, никакого не начинали дела. Отправлялись ли в дорогу, строили ли дом, засевали ли поле, ходили прежде в церковь помолиться. В опасных же предприятиях исповедовались и причащались. Выступая в поход или осаждая приступом город, все воины исповедовались и принимали Святые Тайны, и тогда они шли бесстрашно на смерть. Сражаясь за отечество, охотно умирали мучениками, будучи убеждены, что их души примут ангелы и отнесут в царство вечного блаженства».
В те времена некая иносказательность бытия было нормой, так русский народ обрастал сказками и притчами.
Современные сказки
Сегодня в интернете можно найти сотни сайтов с толкованиями и расшифровками сказок. Одни рассматривают сказку с точки зрения психологии. Другие представляют толкования как смесь религиозных течений (буддистские, индуистские, ведические и эзотерические лжесмыслы).
Сказки претерпевали изменения в течение истории. Сначала при книгопечатании в 18-19 веках. После октябрьской революции мысли о Боге вырезались из сознания людей. Однако истины все равно оставались в людях. Сказки, мультфильмы, фильмы советского периода были пропитаны христианскими смыслами, но показывались завуалировано.
В наше же время снова сказки претерпевают изменения. В продаже появляются книги в сокращенном виде, а иногда в переписанном виде. В сказках важные духовные смыслы стали вырезаться либо меняться в худшую сторону.
Я приведу только один пример. Открывая старую книгу «Золушка» Шарля Перро, мы увидим некоторые поручения мачехи юной девушке, есть разные сохранившиеся интерпретации, возьмем самую распространенную. В советской версии мультфильма наказ звучал так:
«Золушка, послушай, крошка, потрудись ещё немножко, перемой ка всю посуду и натри полы повсюду, дров на месяц наколи, на год кофе намели, посади среди цветов сорок розовых кусков (тридцать три куста роз), и пока не подрастут, подметай дорожки тут; если будешь ты стараться, всё исполнишь до конца, то на бал полюбоваться сможешь ты в окно дворца».
В современной трактовке в сокращенной версии этих наказов нет. Текст сейчас выглядит так:
«У бедной Золушки работы стало еще больше. Ей пришлось гладить сёстрам платья, крахмалить их юбки, воротники и оборки. Другая на месте Золушки причесала бы сестриц как можно хуже. Но Золушка была добра: она причесала их как можно лучше. И вот, наконец, мачеха и сестры уехали на бал. Когда их карета исчезла за поворотом, она закрыла лицо руками и горько заплакала».
Духовное значение отрывка сказки «Золушка».
Я хотела бы раскрыть некоторые значения образов в сказках, которые раскрываю в рамках своего семинара «Основы нравственных ценностей и духовный смысл сказок».
В Евангелии сказано:
«Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос»
(1Кор.12:7-12)
А также сказано в Послании к Ефесянам 6:11-17:
«Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие».
То есть Господь Бог наш Иисус Христос через Святое Писание учит нас, что что-то Он дает нам как дар, но этот дар заслуженный добрым святым жительством. Он избирает нас для служения Богу и людям, «ибо много званых, а мало избранных» (Матф.22:14 ). И наша прямая задача стать Воинами Христовыми, облеченными в духовные доспехи.
И через сказки наши дети получают духовные уроки, учатся исполнять заповеди. Так и во многих сказках наш герой, например, Иван Дурак получает благословение родителей или благословение сказочного героя, наставляющего на правильный путь : «Отца и Мать чти, слабым помогай и бедных не обижай. Добро твори и зла никому не делай».
В поручении мачехи юной девушке звучат также важные благословения. И они имеют большой духовный смысл.
- «Перебери горох». Это базовый навык духовной жизни, умение отличать добро от зла, умение просеять как через решето приходящее в нас. Не, иначе говоря, как Божий дар «различение духов» (1Кор.12:10).
- «Помой посуду, постирай, очисти жилище». Это характеристики чистоплотности души. Дом наш, это душа христианская, которая должна на пути духовной жизни стать Храмом Божиим в нас самих. И само понятие очистительных «процедур» души, как говорят Святые Отцы, духовная баня, которые выражаются в еженедельной исповеди и причастии. Духовное оплакивание грехов души является основой духовности. Святой Иоанн Креститель дает ключ ко спасению своих душ, говоря фарисеям: «Сотворите же достойный плод покаяния» (Матф.3:8). Также в Новом Завете сказано: «Они пошли и проповедывали покаяние» (Мар.6:12», «Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (Деян.11:18), «Я крещу вас в воде в покаяние» (Матф.3:11).
- «Дров на месяц наколи, на год кофе намели». Путь в тридевятое царство во всех сказках всегда лежит через леса. Многие святые также используют образ леса, как образ непролазной чащи грехов. Когда неофит приходит в храм, ему приходиться выкорчевывать в своей душе сначала «бревна» (мелкие грехи), потом деревья (большие грехи), а потом уже выходить в открытое поле. А Святое Писание говорит о бревнах в наших глазах: «Или как скажешь брату твоему: “Дай, я выну сучок из глаза твоего”, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». (Матф.7:4-5).
- «Посади сорок розовых кусков». В разных вариантах сказки имеются разные упоминания: «посади тридцать три куста роз» или «посади сорок кустов роз». Число «тридцать три» отсылает нас к мысли о тридцати трех ступенях духовной жизни (книга Иоанна Лествиничка «Лествица»). Также тридцать три года было Иисусу Христу, когда он принес себя в жертву за грехи людей. Также число «сорок» напоминает нам о сорока днях поста, сорока днях хождения по пустыни Иисуса Христа, о сорока днях хождения по пустыни святого Иоанна Крестителя. Сами же розы, как цветы благоуханные и тонкие, часто являются символом благодати Божией. Именно поэтому в иконописи святых людей иногда изображают с цветами в руках. И когда в церкви праздник, то его украшают цветами, которые потом часто становятся целительными.
- «И пока не подрастут, подметай дорожки тут». И пока благодать Божия не осолила Вас, пока Ваши духовные этапы жизни не пройдены Вами, пока вы не преодолели все испытания, Вы подметаете путь к Богу, к кустам Благодати, ходя еженедельно в храм.
- «Если будешь ты стараться, всё исполнишь до конца, то на бал полюбоваться сможешь ты в окно дворца». В Библии сказано много об усердии, например «В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите» (Рим.12:11). «Я усердно принесу Тебе жертву, прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо» (Пс.53:8). И когда всё исполнено до конца, то есть человек прошел путь духовной жизни, то он приходит к Царским вратам Святого дворца. Но войти он сам во Дворец не может. Встречают человека Ангелы, Святые люди и сама Пресвятая Богородица. И достойные встречаются с Богом на брачном пире.
И в конце рассказчик сказки, как правило, старушка или старик, говорят: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Я встречала дополнение к этой фразе: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок, а злым – погибель». И мне кажется, что дополнение звучит страшно, но оно правильное. Потому что тот, кто пытается использовать заповеди Божии во зло, приходит ко Христу со злым каменным сердцем и злым намерением, без желания исправиться, погибает. А то, что рассказчиком является старик или старуха, это исконная традиция Святой Руси. Ибо наставниками всегда были старосты, то есть мудрые опытные люди.
В России идет тенденция, когда родителей учат сочинять свои сказки. При том, что родители не имеют духовной закалки. Я призываю всех, сохраняйте старые книги, сохраняйте наши сказки, нашу историю и литературу. Читайте Святое Писание и Святое Предание ежедневно, постигайте духовные смыслы.
Сейчас я провожу семинар «Основы ценностных ориентиров и духовный смысл сказки» для православных родителей. И надеюсь, если Бог даст, то обязательно напишу книгу о православном толковании сказок.