Духовный смысл милостыни в Православии и авраамических религиях. Что говорят о благотворительности Библия и старцы? Почему выгодно быть щедрым?
Мы должны благодарить нищих
Отношение к милостыне в обществе неоднозначное. Кто-то охотно помогает бедным, а кто-то считает их неудачниками. Можно просто свести всё к гуманизму и эгоизму, к тому, что одним в жизни повезло, а другим нет. Но в помощи есть особые религиозные смыслы, о которых стоит поговорить.
В нашем посёлке есть старичок, который никогда не отказывается от милостыни, если ему предлагают продукты или что-то ещё. Некоторые осуждают его: конечно, у деда есть пенсия, мог бы купить себе то, что получает даром – кило пряников или пару рукавиц к зиме.
Не осуждайте его, – говорю я. – Он даёт возможность людям проявить милосердие. Помогая ему, мы получаем милость от Господа.
Во время давней турпоездки в Израиль, в городе Цфат, я видела, как просят милостыню молодые, хорошо одетые евреи. Моя подруга – местный экскурсовод, пояснила, что эти парни намеренно дают возможность людям совершить доброе дело – заслужить благосклонность Творца. С тех пор я иначе смотрю на нищих – мы должны быть благодарны им за то, что они принимают нашу помощь.
На днях смотрела фильм о мусульманской стране. Там, главный герой, попавший в трудную ситуацию, хочет немедленно дать пожертвование, чтобы заслужить прощение Всевышнего, но на улице ему попадаются только состоятельные люди. И мужчина ужасается: я настолько разгневал Бога, что тот даже не посылает мне навстречу нищего!
Это открывает другую сторону благотворительности – она нужна нам, жертвователям, не меньше, чем более бедным, более страдающим в этом мире людям.
Желая себе всего наилучшего в Новом году, что доброго мы сделали для окружающих за прошедшие 365 дней? По пальцам можно перечесть. А сами ждём от Бога счастья в личной жизни, крепкого здоровья и успехов в работе.
Но Его любовь к нам равна нашей любви к ближним.
Порок скупости
Мы ничего не принесли в этот мир и ничего не сможем забрать из него, кроме достоинств души и памяти о наших поступках. По ним Творец определит нашу участь в будущем мире. У гроба карманов нет. Поэтому прежде сокровищ земных, надо заботиться о сокровищах небесных.
Для богатого человека милостыня – самый лёгкий способ сделать это. У него есть материальная возможность изменить чужую жизнь к лучшему. Уделяя от своих средств часть на благотворительность, мы признаём, что наш достаток – дар Бога, данный нам на временное хранение. Так смиряется гордыня и обретается спасение не только посмертное, но и прижизненное. Вспомним, сколько богатых людей внезапно заболели и умерли. Они не помнили о Боге, но наслаждались эгоизмом до поры до времени.
Киприан Карфагенский пишет:
«Боишься, чтобы вдруг не оскудело имение твое, если будешь щедро благодетельствовать из него; а не знаешь, несчастный, что вследствие боязни, чтобы не оскудело твое богатство, оскудевает жизнь твоя и здоровье, и ты, любящий богатство более души своей, когда внимательно наблюдаешь, чтобы не уменьшилось твое имущество, не замечаешь того, что истощаешься сам».
Осознавая нашу греховную нищету, мы должны снизойти к материальной нищете других людей.
Но и бедность не оправдание нашей скупости. Чтобы милостыня имела духовную ценность, она должна быть жертвой. Вспомним сцену из Священного Писания. Иисус наблюдает, как люди подают деньги на Храм.
«Одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание своё», –
говорит Спаситель
Размер пожертвования зависит от материального достатка, но ещё более важно искреннее чувство благотворителя.
Есть немало обстоятельств, когда помощь от Господа можно получить благодаря милостыни. Прп. Варсонофий Оптинский рассуждал: «Пока помогаем мы нищим, слава Богу, всё хорошо. И прихожане на обитель жертвуют. А как нет нищих, то и пожертвований нет. Я так замечал».
Поэтому издревле православные раздавали милостыню:
- В случае болезни.
- При поисках работы.
- Подвергаясь опасности любого рода.
- В тяжёлой финансовой ситуации.
- Молясь за благополучие близких.
- Молясь за душу новопреставленного.
Георгий Задонский поясняет: «Требующие милости Божией должны и сами милость оказывать каждому, требующему возможной помощи в какой-либо нужде и нищете».
Добродетель милостыни
Пост, милостыня и молитва – три опоры, на которых строится спасение христианина. Тройную жертву приносит человек Богу, стяжая эти добродетели.
- Постясь, жертвует своей плотью.
- Молясь, отдаёт свою душу.
- Благотворя, приносит на алтарь земные блага.
Всевышний создал мир, в котором люди не равны, для того, чтобы дать нам возможность заботиться друг о друге.
Никто ещё не обнищал, отказываясь от малой толики средств ради другого человека. Если вы искренне желаете раздавать милостыню, о ваших финансах позаботится Господь.
Апостол Павел пишет: «Даяй семя сеющему и хлеб в снедь, да подаст и умножит семя ваше и да возрастит жита правды вашея, да о всем богатящеся».
(2 Кор. 9:10-11)
Жертвуя, мы помогаем не только бедному человеку, мы помогаем и себе:
- Очиститься от грехов. Милостыня убеляет души, поясняет Иоанн Златоуст.
- Получить помощь от Всевышнего. Ведь милостивые помилованы будут, обещал Христос.
- Веру подкрепить делами. Ибо вера без дел мертва, напоминает апостол Иаков.
Взаимопомощь создаёт из толпы нацию
Благотворительность не просто выручает кого-то из беды, в глобальном смысле она консолидирует российское общество. Развитая взаимоподдержка, взаимопомощь создаёт из толпы нацию. Если каждый из нас сможет в трудную минуту надеяться на своих соплеменников, на единоверцев, Россия станет сильней, а мы счастливей.
Благотворительность дарит веру в чудо. И мечты сбываются – бродяга начинает новую жизнь, преступник раскаивается и принимает крещение, больной ребёнок выздоравливает. Из небольших сумм складываются такие, что меняют ситуацию и возвращают жизнь отчаявшимся людям. Не следует стыдиться малой лепты, потому что для Бога важно чувство, с которым человек приносит свой дар.
«Дающий милостыню выше воскресающего мертвых», –
говорит святитель Иоанн Златоуст
Есть древний русский обычай – делать пожертвования в пост и под православные праздники. 7 января мы празднуем Рождество. 19 января празднуем Крещение.
В эти дни у каждого из нас есть возможность почувствовать себя одним из тех волхвов, что принесли Христу свои дары. Он, рождённый в убогих яслях, сегодня смотрит на нас глазами ребёнка из приюта для бездомных. Там тоже наряжают ёлку, но будут ли под ней подарки, зависит от добрых людей.