Источник: Sobor.by
Какой должна быть та община, которая не отвратит человека от Христа? Белорусские священники размышляют о том, каковы основные проблемы современных приходов православной церкви, и какие существуют пути их решения.
Иерей Иоанн Ковалёв, настоятель прихода храма Архангела Михаила д. Новый Двор Минского района:
“Каждый человек должен понимать, что мы приходим в Церковь к Богу”
– Сразу надо сказать, что правильность взаимоотношений между людьми в приходе как в религиозной организации во многом, конечно, зависит от настоятеля. Управление настоятеля приходом откладывает непосредственный отпечаток на всей структуре прихода. И поэтому, попав на какой-либо приход, побывав на богослужении, мы уже можем что-то сказать о той организации и о той деятельности, которую ведёт приход и которой управляет настоятель. Если не брать финансовую составляющую, то на приходе всегда настоятель сталкивается с определёнными проблемами, связанными с прихожанами.
Проблему взаимоотношений на приходе можно разделить на две части. Во-первых, это взаимоотношения между постоянными прихожанами и теми, кого называют захожанами или прохожанами. В городских храмах прихожане – люди разные, и храм не испытывает в них недостатка. В сельских приходах своя специфика – там приходится работать с тем контингентом, который уже представлен. Это, как правило, люди пожилого возраста, которые стояли у истоков этого прихода, и люди нового поколения. По сути, всё упирается в проблему отцов и детей. В городских храмах, может быть, эта проблема не так остро выражена, но сельским приходам, порой из-за недостатка молодёжи, сложнее развиваться.
Для приходов присущи те же проблемы, которые характерны для любого коллектива, то есть определённое брожение в умах, стремление и гонка за тем, чтобы тебя заметили. Решать их можно по-разному – или путём жёсткого регулирования, или более лояльными методами. Мне кажется, каждый человек в храме – и клирик, и прихожанин – должен понимать, что мы приходим в церковь к Богу, а приход – то место, где мы непосредственно соприкасаемся со всей полнотой Церкви, поэтому недопустимы взаимные подозрения, разногласия, зависть, стремление выделиться. Бывает и такое, что прихожане даже разбиваются на лагеря, особенно в тех приходах, где есть несколько батюшек, и это не является духовно здоровой ситуацией. То есть, помимо проблемы отцов и детей, важна ещё и такая проблема, как стремление свои личные интересы, своё видение жизни прихода продвигать как единственно правильное, не прислушиваясь ко всем остальным.
Возможно, это и является одной из причин снижения посещения храмов. Известны истории, когда человека в церкви встречает какая-то бабушка, что-то ему говорит и человек обижается. Испорчена первая встреча с Богом, а ведь считается, что первая встреча – самая важная. Не каждый член прихода готов к этой первой встрече, особенно на приходах, где один священник или малый штат священников, не отлажен механизм встречи человека. По сути, это проблема и миссии, и катехизации. Нам не хватает правильной работы с людьми, и надо что-то менять.
Иерей Сергий Ярмолович, клирик Свято-Троицкого собора г.Слонима:
“Не зная проблемы другого человека и не зная его самого, мы не можем его любить, потому что мы не знаем, как”
– В православных приходах многие священнослужители уделяют огромное значение богослужению, но, к сожалению, на приходах мало небогослужебной деятельности, её недостаточно. В результате формируется группа людей, которая приходит в храм, молится, в лучшем случае причащается, но не знает друг друга. Получается, нет общины как таковой, у людей нет возможности просто пообщаться, узнать о проблемах друг друга. Не зная проблемы другого человека и не зная его самого, мы не можем его любить, потому что мы не знаем, как. В итоге у нас формируется достаточно абстрактное представление о любви: мы должны любить своего ближнего, исполняя заповедь Божию, но на деле это не проявляется.
Один из вариантов попытки объединения людей – это увеличение различных форм небогослужебной деятельности, начиная с общения со священнослужителем. В рамках моей деятельности я сделал воскресную школу для взрослых, для тех людей, которые воспитывались в советский период и хотели бы узнать что-нибудь о Церкви. Сегодня они могут прийти, рассказать о себе и услышать о Христе, просто пообщаться. Второй момент: у нас была сформирована группа приходского консультирования, где те люди, которые уже узнали что-то о Христе, делятся этим с другими. Этого в нашей общине на самом деле раньше не хватало. Сегодня человека, который приходит в храм, встречает другой человек, который пару лет назад также не мог войти в храм, не знал, что делать, но сегодня он что-то знает и этими знаниями готов поделиться. Если у человека нестандартная ситуация, он знает, когда я свободен и как мне можно позвонить. Третий этап – это миссионерская деятельность мирян, то, что мы пытаемся внедрить, но что пока находится на пробной стадии.
Добавлю, что в группе приходского консультирования, образованной мной на приходе, я старался сделать так: пожилые общаются с пожилыми, более молодые общаются с более молодыми, поскольку тогда канал связи практически одинаковый. Мне немного проще – зная некоторые особенности возрастной психологии, я стараюсь найти подход к каждому, вне зависимости от возраста, психологическое образование здесь немного помогает. Проблема взаимоотношений поколений – это действительно проблема извечная в связи с тем, что абсолютно каждое поколение и каждый возраст видит всё происходящее через призму собственного опыта. Кому-то более молодому кажется, что силы есть на всё, к более зрелому возрасту понимаешь, что не всё так просто. Проблема поколений существовала и будет существовать. Однако, подходя к Чаше, мы все равны вне зависимости от пола, возраста, достатка, семейного положения и социального статуса. На самом деле, это необходимо учитывать. Если священник правильно к этому относится, объясняет это, то в храме этот момент очень сильно сглаживается.
Иерей Александр Кухта, клирик прихода храма святителя Димитрия Ростовского п. Михановичи Минского района:
“Приходам не хватает действительной вовлечённости прихожан в жизнь Церкви”
– Мне сложно говорить про проблемы всех приходов, потому что я этим не занимаюсь. Но мне видится, что действительно есть одна вещь, которую мы упустили.
С одной стороны, существует ряд проблем в управлении приходами, когда прихожане никак в нём не участвуют. Речь не о том, что они не могут собраться и сделать вместе что-то полезное, организовать при приходе какое-то братство, но они не управляют приходом, его финансами и направлением развития, за исключением редких случаев. Многие прихожане хотят этим заниматься, например, как в Западной Европе, где часто церковный совет решает, куда двигаться в разных случаях и куда тратить полученные средства. У нас такого полного самоуправления нет.
С другой стороны, эта проблема полностью не решится до тех пор, пока мы не поймём, кто такой прихожанин конкретного прихода. На каждом приходе есть круг лиц, которые максимально вовлечены в жизнь прихода, и кого можно считать прихожанами, кто живёт приходом и отдает ему все силы. Есть люди, которые часто появляются на приходе, но не так сильно вовлечены в его жизнь. Есть люди, которые появляются на приходе редко и уходят, совершенно не зная, чем живёт храм. А некоторые просто живут около храма и приходят в лучшем случае освятить кулич на Пасху.
Все они формально считаются прихожанами этого храма, но все они не до конца представляют, чем живёт храм на самом деле. Они просто знают, что храм есть и что у батюшки машина такой-то модели.
Поэтому, как мне кажется, приходам не хватает действительной вовлечённости прихожан в жизнь Церкви. Да, есть группы людей, которые пытаются помогать настоятелю по мере сил и возможности. Их помощь очень важна и очень нужна, но, тем не менее, они не влияют на направление развития прихода. Хотя, как мне кажется, было бы полезно и интересно хотя бы в качестве эксперимента посмотреть, что бы из этого получилось.
С другой стороны, такая вовлечённость подразумевает максимальную ответственность – не просто пришёл раз в год освятить кулич, случайно попал на приходское собрание и проголосовал. Должно быть так – если я принимаю решения на таком уровне, если я допущен в такой круг, то я должен нести ответственность за то, что здесь происходит каждый день.
И здесь получается замкнутый круг: прихожанам вроде бы нужно и они хотят самостоятельно принимать решения на своём приходе, но в то же время они не хотят либо не могут брать на себя ответственность за то, что здесь происходит.
Если бы мы попробовали в качестве эксперимента эту проблему решить, то, возможно, мы получили бы интересные результаты – сплочённая община, где каждый понимает всю меру ответственности за каждый свой шаг и поступок.