Продолжим наш разговор о потере вере и «расцерковлении». И все под тем же углом: с точки зрения духовной жизни, а не внешнего анализа этих печальных феноменов. Богооставленность – одно из ощущений «расцерковляющегося» человека. На самом деле время лишений можно считать удачным началом настоящей духовной жизни.
Встреча с Богом
Духовная жизнь – это здоровое существование человеческого духа и обязательно в единении с Богом. Каждый христианин множество раз ощущал Господа, переступая порог храма, участвуя в Таинствах, произнося слова молитвы и листая Священное Писание. Бог есть Дух и нам трудно объяснить известными нам законами физики Его существование. Но опыт общения, полученный нами мистическим путем, не вызывает у нас сомнений, в том, Кто является Создателем нашего мира и какими качествами Он наделен. Встречаясь с Богом, мы чувствуем внутреннюю теплоту, исходящую от Него.
Господь касается нашей души горячим перстом любви и у нас не остается сомнений. В нас рождается чувство покаяния. Спросить с ходу: с чего бы это? Разум еще не разобрался, а душа все прекрасно понимает.
Мы живем в мире среди очень похожих и в то же время очень разных людей. К сожалению, человеческая цивилизация далеко не всегда живет по тем законам, которые Господь заповедал людям. Но уверенно можно сказать, что планка расплывчатого определения «общечеловеческие ценности» окончательно не рухнула на земь благодаря своевременной евангельской подпитке.
С торжеств, посвященных 1000-летию крещения Руси, прошло без нескольких дней 30 лет. Можно сказать, что это новое рождение Русской Православной Церкви, начало ее выхода из подполья на новую проповедь в государстве Российском. В храмы, только открывающие свои спасительные врата, устремились люди. Вчерашние коммунисты выходили из купели крещения христианами. Божья правда торжествовала.
Духовные бури
Шло время. Планету земля окутывали оптоволоконные сети. Информированность человека постмодерна била рекорды в сравнении с суммарными показателями людей прошлых эпох. Один клик – и доступен ответ почти на любой вопрос. Но во многой мудрости много печали; и кто умножает знания, умножает скорбь (Еккл. 1:18). На форумах, затем в соцсетях, а позже уже на специализированных тематических площадках все жарче начинали обсуждать просачивающиеся в мiр церковные болячки. Появились антицерковные проповедники, искусно выбрасывающие в сеть тонны помоев. Как показывает практика, зачастую фэйкообразных и раздутых. Один случай затмевает миллион добрых и светлых, но что ж, скверное око приучено бросать взор только на скверное, да и задача не всегда в борьбе за истину, а в формировании нужного мнения.
С другой стороны – личный взгляд человека, которому вдруг кажется, что благодать ушла, а христиане на приходе – какие-то злые и совсем не христиане. Возникшее уныние (главный вопрос к самому «унытику» – почему) активно подогревается самоедством и сетевым фаст-фудом на тему «как в Церкви все плохо». Но это же не правда.
Духовный шторм, пике внутренней жизни наступает внезапно и вырывает из зоны комфорта. Упаднические сведения о том, что все плохо и «пора валить», или карабкаться на броневик обличения свидетельствуют прежде всего о духовном кризисе человека. Чего нам грустить, если с нами Бог?
Как можно унывать, если все необходимое – для спасения души, прежде всего – Он нам обязательно даст именно тогда, как нам это требуется и в нужной последовательности?
И Бог есть Свет надежды, но ни в коем случае не тьма безысходности. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11:28). Бог же нас любит.
Внешние обстоятельства жизни, как-то наносимые нам обиды, соблазны в поведении тех, кого мы считали неким идеалом, общественно-политические события – ничто для христианина. Да, он может делать из этого выводы и менять свою жизнь под ударами реальности, но принимать это стоит со спокойной душой. Задело? Господь снимает с нас шелуху очарования мiром божественным теслом.
Человек ценит что-то в жизни особо, когда теряет. Такова уж падшая людская природа. Испытания учат нас ценить близких, условия, в которых мы существуем. Трудности на удивление, не угнетают, а разогревают душу жаром надежды.
Не терять Бога из виду
Большой проблемой современности, о которой писали подвижники последних веков, является и «ненормальность» нашего общественного устройства. Например, святитель Феофан Затворник говорил, что светское общество лицемерно и эгоистично.
А отец Серафим Роуз называет нашу жизнь «изабалованной». Это, кстати, один из критериев понимания и человека в Церкви. Не понравилось что-то? Да и пошло оно все! Эгоист-современник не может снизойти до чужой слабости, отказывается заглянуть внутрь себя и бесконечно ищет виноватого. Начались трудности в духовной и бытовой жизни? Надо найти виновника. Натянулись отношения с настоятелем? Ах он… И так далее.
Да, по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь (Мф. 24:12), но претерпевший до конца спасен будет (Мф. 24:13). В те моменты, когда нам, христианам, трудно, когда на нас обрушивает меч обстоятельств, даже когда это касается самого святого – нашей веры – и начинается подлинная духовная жизнь.
Она там, где больно. Жизнь христианина можно представить в красочном кинематографичном ролике, когда человек неспешно идет через поле, на котором рвутся снаряды, перестреливаются и сходятся в рукопашную солдаты противостоящих сторон, все небо в копоти. А христианин медленно идет, чудесно нетронутый ни единым осколком и сквозь все это кровопролитное и жестокое безумие он, вскрывающееся за дымом от взрывов солнце. И улыбается.
Поле брани людей есть житейское море, постоянно колеблющееся, с его ветрами и бурями. Христианин должен сквозь все, происходящее в его жизни видеть Бога. С радостью в сердце.
На самом деле наше восприятие реальности и происходящих в ней процессов происходит через призму нашей души. Мы принимаем событие и даем ему оценку от того, что внутри нас. Ветхий человек в комфортных условиях бесконечно сетует на жизнь. Христиан может радоваться в самые трудные моменты жизни.
Мы перестали вспоминать о Боге. Перестали с ним говорить. Погрузились в информационный шум мiра без попыток убавить громкость. Мы живем в каком-то полубреду, и больше говорим о Боге, чем живем им.
Каждый шторм нашей жизни призван научить нас чему-то новому. Это – подарок от любящего нас Отца. Главное, не терять Его из виду, и помнить, что Он есть Любовь, Радость, Мир и Милосердие. Тогда даже в каждую непростую минуту жизни мы сможем согреваться Его Божественным Светом.