• «Поучение» Владимира Мономаха знакомо многим одним названием еще со школы. Однако памятник древнерусской литературы сегодня незаслуженно забыт и недооценен. О силе морального закона, миротворчестве и христианском житии – в нашем обзоре.

    Мономах

    Своим прозвищем великий киевский князь обязан матери, которая, предположительно, происходила из рода византийского императора Константина IX Мономаха. Будущий князь провел детство в Переяславле-Южном с отцом и регулярно возглавлял его дружину в дальних походах, в том числе, против половцев. В 1093 году после смерти Всеволода Ярославича Владимир имел возможность занять киевский престол, но, предчувствуя междоусобицу, уступил двоюродному князю Святополку: «Если сяду на столе отца своего, то буду воевать со Святополком, так как стол этот был его отца».

    По мнению академика Лихачева, Мономах был одним из главных идеологов провозглашенном на Любечском съезде принципе «кождо да держит отчину свою». Но князь призывал не к разрыву и образованию множества мелких государств с непрерывными войнами.

    Наоборот, благоверный Владимир ратовал за общекняжий совет, прочные связи, единство в вопросах безопасности Русской земли. Мономах был главным миротворцем своего времени.

    Владимир Всеволодович Мономах

    Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах. Портрет из Царского титулярника. 1672 год

    В 1113 году, после смерти князя Святополка Изяславича, в Киеве началось народное восстание. Городские бояре призвали на осиротевший престол Владимира Мономаха. Вступив на княжение, новый правитель поспешил успокоить гнев народа смягчением закона.

    Так появился «Устав Владимира Мономаха», ограничивавший ростовщиков и смягчавший положение зависимых людей.

    ¾ русских земель Мономах управлял из Киева, периодически силой оружия призывая к разуму нерадивых князей и успешно обороняя Русь от половцев. По указу благоверного Владимира известная нам «Повесть временных лет» подверглась нескольким редакциям и дошла до наших дней в известном ныне виде. До нас дошли четыре произведения Владимира Мономаха: «Поучение Владимира Мономаха», автобиографический рассказ о «Путях и ловах», письмо к двоюродному брату Олегу Святославовичу, четвёртое (предполагаемое) — «Устав Владимира Всеволодовича». Первые три нередко объединяют в состав «Поучения».

    Владимир Мономах

    Владимир Мономах на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

    Сидя на санях

    Именно так охарактеризовал князь Владимир момент написания «Поучения» («Завещание Владимира Мономаха детям», «Поучение детям»). Со страниц своего завещания Мономах призывает:

    «Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, – это ведь начало всякого добра».

    Князь видит в страхе Божьем основу нравственности. На протяжении всего «Поучения» Мономах цитирует 36 и 55 псалмы, а также Василия Великого. Псалтырь князь Владимир, по его замечанию, во время написания открыл произвольно.

    Подобная традиция получения ответов через «случайное» раскрытие священных книг до сих пор живет в православном народе.

    Владимир Мономах упреждает сыновей от участия в междоусобной брани, настраивая на миролюбивый лад:

    «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, а послушные Господу будут владеть землей» (Пс. 36:1)… И еще немного, и не будет грешника: посмотришь на место его и не найдешь его. Кроткие же унаследуют землю и многим насладятся миром» (Пс. 36:10-11).

    «Завещание Владимира Мономаха детям». Литография 1836 года по рисунку Бориса Чорикова

    Нужно отметить, что для человека незнакомого с событиями периода правления Владимира Мономах, текст «Поучения» покажется универсальным для христианского назидания.

    По мнению ученых, князь стремился удержать сыновей от ошибок, быть мудрыми, не поддаваться на провокации и пытаться выходить из любого междоусобного конфликта мирно. Однако само прочтение благодаря православному мировоззрению благоверного Владимира расширяет спектр восприятия. Князь призывает сыновей (а вместе с тем, и читателей) к жизни по Евангелию:

    «Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем… Лишаемый – не мсти, ненавидимый – люби, гонимый – терпи, хулимый – молчи… Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу».

    Мономах говорит и о необходимости социального служения, настойчиво в нескольких местах «Поучения» повторяя не только о делах милосердия по отношению к бедным и обездоленным, но и силовой защите слабых. Князь напоминает, что век человека скоротечен и час смерти неизвестен, а значит, в первую очередь стоит заботиться о душе и очищать ее от греха. Благоверный взывает сыновей, несмотря на титул, быть ответственными и хозяйственными людьми: проверять все поручения самостоятельно, не надеясь на «тиунов и воевод». Владимир Мономах наставляет быть гостеприимными и внимательными к самым простым людям, любить жен, но не давать им над собой власти. В заключении князь говорит о важности постоянного самообразования, труда и повторения уже имеющихся навыков. Казалось бы, обычная светская проповедь средних веков. Что же в ней особенного?

    Как заповедали отцы…

    Равняться на святых подвижников прошлого – добрая христианская традиция, ведь человечество, увы, с веками не движется в сторону духовного прогресса. Русь приняла Христа всем своим сердцем, вдвойне отрадно, что власть, «сильные мира сего», глубоко прониклись идеей Христианства.

    Владимир Мономах – правитель Русских земель, непререкаемый авторитет своего времени среди князей. И глава средневекового государства в своем фактическом завещании с надрывом говорит об одной из ключевых христианских идей – мире между людьми. Князь благословляет будущие поколения русских людей «жить дружно», поддерживать друг друга, помогать. Не кичиться своим служебным положением, а всех воспринимать равными, в каждом видеть образ Божий. Никогда не проходить мимо нуждающихся и терпящих лишения. Быть ответственными за свое дело и вверенных людей. Быть мужчинами, «патриархами» своей семьи. Помнить, что прежде всего в этой жизни – Бог.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *