Во время Таинства Евхаристии (греч. «благодарения») мы вспоминаем великую крестную Жертву Спасителя, страдавшего и умершего ради искупления наших грехов, и принимаем внутрь себя Тело и Кровь Христовы, чтобы получить благодатные силы для спасения. Если в ближайшее время Вам не случится присутствовать за Литургией и причаститься, подайте записку в Покровский монастырь о себе и своих близких, чтобы Господь даровал Вам благодать и прощение грехов!
История Таинства Евхаристии
Продолжая цикл писем о Таинствах Церкви, сегодня мы приступим к рассмотрению Таинства Евхаристии (Причащения). В первой беседе цикла мы поговорим о подготовке к Причащеню, его смысле, истории и месте в жизни Церкви, а во второй – ответим на наиболее распространённые вопросы о Таинстве, которое впервые совершил на Тайной вечери с апостолами сам Спаситель, положив тем самым начало Церкви.
«И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из неё все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Мк. 14:22-24).
В Евангелии от Луки также приводится продолжение слов Спасителя, которыми он устанавливает Евхаристию на все времена:
«сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).
Прообразом крестной жертвы Спасителя, которую мы вспоминаем в Таинстве Причастия, для евреев Ветхого Завета стал белый пасхальный агнец (ягнёнок). В воспоминание об освобождении из египетского плена каждое еврейское семейство закалывало белого агнца, кровью которого во время десятой казни (умерщвления первенца в каждой семье), смазывало дверные косяки своих домов, чтобы ангел-губитель прошёл мимо. Тело агнца позже употреблялось в пищу в качестве трапезы благодарения.
Воплотившись на Земле, Спаситель стал «непорочным агнцем» уже для всего человечества, претерпев распятие и смерть за наши грехи и открыв всем людям, вступающим в Церковь и участвующим в Таинствах, двери Царствия Небесного. В Евангелии содержатся неоднократные указания Спасителя на абсолютную необходимость для Его последователей вкушать Тело и Кровь Христовы под видом хлеба и вина и такую, уже бескровную, Жертву мы приносим Богу «о всех и за вся» во время каждой Литургии.
Смысл «Таинства Таинств»
Господь не только лично установил для Церкви Таинство Евхаристии, впервые предложив апостолам в Сионской горнице свои Тело и Кровь. В притчах и поучениях Он также неоднократно сравнивал Себя с хлебом жизни или виноградной лозой – основными компонентами Святых Даров. Во время Литургии предлагаемые к освящению хлеб и вино по молитве Церкви действительно освящаются и прелагаются Богом Духом Святым в истинные Тело и Кровь Иисуса Христа.
По милости Божией, по видимости, запаху и вкусу Святые Дары продолжают для нас казаться хлебом и вином, хотя уже не являются ими. Принимая Святые Тело и Кровь Христовы, мы личностно общаемся со Всевышним и соприкасаемся с Его божественными энергиями. А они напитывают нас жизнью, здоровьем и духовными силами, позволяющими нам сопротивляться греху и постепенно исцелять свою падшую природу, а затем даже достигать святости и обожения.
Само слово «причастие» сильно приближает нас к смыслу «Таинства Таинств». Причащаясь, мы становимся причастны Богу, входим в теснейшее общение с подателем всех благ и получаем эти блага! Природа человека после грехопадения получила глубокие повреждения, которые сам человек, без Бога, не может восстановить, даже сильно желая этого, так как не имеет для этого сил в себе. Именно поэтому милосердный Бог даровал нам такую возможность обретения божественных сил для исцеления, как Тело и Кровь Христовы.
Как правильно подготовиться к причастию?
Как бы мы ни готовились к принятию Святых Тайн, никогда нельзя сказать, что «сегодня мы достойны» этого великого дара. Он для нас навсегда останется проявлением милости Божией. И всё же готовиться к нему нужно, чтобы приступить к Евхаристии в состоянии покаяния, благодарения и глубокого почтения к Богу. И эта подготовка включает несколько элементов. Прежде всего – причастник уже должен быть членом Церкви, то есть пройти Таинства Крещения и Миропомазания.
Причастник должен твёрдо верить в Бога. Знать и понимать догмат о Пресвятой Троице, догмат о Богочеловечестве Спасителя, Символ веры и другие основные элементы православного вероучения. То есть, как минимум, прочесть «Православный катехизис». Приступая ко Святой Чаше, христианин должен понимать смысл Таинства Причащения, не сомневаться в истинности принимаемых Тела и Крови Христовых и иметь твёрдое намерение жить по заповедям Божиим.
Перед принятием Святых Тайн христианину необходимо осознать свои грехи и принести в них покаяние на исповеди, примириться с обиженным им людьми. Идти ко Святой Чаше можно только из желания общения с Богом, сознательно и добровольно. Перед Таинством принято к обычным молитвам дня обязательно добавить «Последование ко Святому Причащению» и три канона: покаянный ко Господу, ко Пресвятой Богородице и к Ангелу Хранителю.
Молитвенное правило ко Святому Причащению начало формироваться в среде монашества в X-XII веках. К XIII-XIV векам оно было дополнено и приобрело современный вид: тропари и псалмы, избранные молитвы святых, три канона и молитвы непосредственно перед принятием Святых Таин. Перед причастием мы можем дополнительно помолиться Богу и своими словами, но «Последование ко Святому Причащению», составленное на основе покаянных молитв величайших православных святых, используем всегда как своего рода «духовный камертон».
Если человек причащается несколько раз в год, принято поститься перед причастием три дня. Если по благословению духовника христианин приступает к Чаше раз в неделю или чаще, на усмотрение священника пост может быть сокращён. В любом случае, с 12-ти часов ночи перед днём причащения, предписан Евхаристический пост – полный отказ от любых пищи и питья до самого момента причащения. Но если верующий, умываясь или чистя зубы перед причастием, случайно проглотил немного воды, причаститься он может.
Литургия и анафора, как сердце Церкви
Главное Таинство Церкви всегда происходит во время главного церковного богослужения – Литургии. По большому счёту, вся Литургия является одним большим Таинством Причащения. В начале Литургии совершается проскомидия, когда священник в алтаре храма особым образом из большой просфоры готовит «Агнец» – специальную заготовку для Евхаристии, а также вынимает частицы за живых и усопших, имена которых подали в записках к богослужению.
Затем верующие молятся Богу во время ектений, слушают антифоны и другие песнопения, которые подготавливают их к благодарению Богу за возносимую Бескровную Жертву. Потом начинается «Анафора» (она же «Евхаристический канон») – часть Литургии, в ходе которой хлеб и вино предлагаются Господу для преложения в Его Честные Тело и Кровь. Преложение Святых Даров происходит, когда священник крестообразно осеняет хлеб и вино, говоря: «приложив Духом Твоим Святым. Аминь. Аминь. Аминь».
Оканчивая анафору, священник с особой молитвой о прощении грехов опускает в Чашу частицы за всех христиан, упомянутых в записках. После анафоры происходит причащение священников в алтаре, а затем Святая Чаша выносится в храм, где священник читает несколько кратких молитв из «Последования ко Святому Причащению» и призывает к Чаше мирян. Оставшаяся часть Литургии после Таинства посвящена благодарению Бога за эту великую милость.
Как жить после участия в Таинстве?
Сразу после причащения христианину нужно поблагодарить Господа и выслушать в храме или прочесть дома особое краткое правило «По святом причащении». После причастия стоит постараться ни с кем не разговаривать хотя бы пару часов. Вместо этого лучше почитать Евангелие, духовную литературу, подумать о Боге и о своей жизни. Чтобы как можно дольше сохранить в себе полученную благодать.
В день после причащения не принято плеваться или есть пищу с косточками, чтобы при их удалении случайно не обронить частицу Святых Даров. Также не нужно совершать земных поклонов. Помните, что после причащения Сам Бог поселяется в Вашем сердце. Постарайтесь не изгнать Его оттуда новыми недостойными поступками! Молитесь Богу, делайте добрые дела, благотворите, уклоняйтесь от грехов.
Старайтесь всю свою дальнейшую жизнь после Таинства выстроить по заветам Спасителя. После причастия наш труд по обретению Царствия Небесного только начинается. Но в этом труде мы уже не будем одиноки. Как писал псалмопевец и царь Давид: «Господь – щит мой. Кого мне страшиться?». Мы желаем Вам достойного причащения Святых Тайн! Если же Вы или Ваши близкие не сможете причаститься во время ближайшей Литургии, по крайней мере, закажите к ней записки, чтобы Святая Церковь испросила для Вас прощения грехов!