Выпуск № 29. Сегодня мы разберемся в еще одном очень серьезном мифе, который говорит о том, что молиться нужно по-церковнославянски либо каноническими молитвами.
– Это не то чтобы миф, а некое представление о том, что своими словами не нужно молиться. Но ведь Господь ищет в нашем сердце отклика. А сердце откликается, как у ребенка, когда он по-простому обращается к маме: «мама, помоги», «мама, я хочу кушать»… Самые простые просьбы. Святитель Игнатий Брянчанинов всегда строго придерживался церковных традиций, но при этом говорил, что молитва должна быть очень простой и искренней, как голос ребенка, обращенного к родителю. Это все должно идти непосредственно из сердца. Мы, конечно же, не будем думать о какой-то форме слов, а будем молиться более непосредственно: как идет из сердца, так пусть и идет. Такую молитву Господь, несомненно, слышит.
– Все чаще сегодня обсуждается вопрос о том, что службы на церковнославянском языке нужно перевести на обычный русский.
– Это совершенно иной вопрос. Конечно, мы молимся своими словами, но у каждого из нас нет такого богатства внутреннего мира, чтобы создавать большие, пространные молитвы. Когда я только начинал свой путь к церковной жизни, я брал в руки молитвослов, читал и замечал, насколько это внутренне меня обогащало и созидало — знакомство именно с церковными молитвами.
Суть в том, что молитвы, которые содержатся в молитвословах, в богослужебных книгах, были написаны святыми людьми. Когда мы читаем молитвы святых людей, то мы воспринимаем их дух молитвы, духовный опыт святых людей. Поэтому я бы достаточно осторожно относился к тому, чтобы переводить богослужебные тексты, ведь это влечет чрезмерное упрощение, и тогда теряется духовный настрой. Молитвы — это не литературное произведение, это особый язык, который отличается от мирской речи.
Если подытожить все сказанное, то можно сказать так: когда ты находишься в будничных ситуациях, то ты можешь молиться своими простыми словами, которые у тебя на сердце, обращаться к Богу, Он видит каждого. А в храме и когда есть возможность взять молитвослов, не отказывайся от этого, не отказывайся от церковнославянского языка, потому что он будет настраивать на еще более глубокую молитву.
Путь духовной жизни предполагает постоянное возрастание, нельзя оставаться на каком-то одном уровне. Для того чтобы укреплять себя, нужны церковнославянские молитвы, они как раз этому и служат — они будут и интеллектуально развивать, и помогать вкладывать в просьбы к Богу нужные мысли, и сердце будут развивать, приобщая к духовным чувствам, укреплять волю. Все-таки церковнославянский язык — это сокровищница, которая нас обогащает, поэтому отказываться от него, я считаю, нельзя.
– Молитвы на церковнославянском языке достаточно сложные, и не все их могут понять. Как быть с этим?
– Храм дает богослужение для всех, он не может предложить какое-то урезанное богослужение для небольшой группы «начинающих». Храм содержит изобилие молитв, это как море, котjрое невозможно вычерпать, исследовать, поэтому, когда мы приходим в храм, всегда будет что-то, что нам до конца не понятно. И я сам себя улавливаю на мысли, что где-то, и в псалтыри в том числе, есть выражения, которые остаются неуясненными.
Почему так? Потому что, сколько не углубляйся, что-то все равно останется не до конца ясным. Мир православного богослужения настолько широкий, необъятный, что его глубину невозможно вычерпать и пытаться себе все упрощенно объяснить. Зачастую богослужение действует на сердце, а не на рассудочном уровне. Человек молится и душой чувствует смысл молитвы, хотя не все слова понимает. Это все постепенно приходит к человеку, и он, находясь на богослужении, со временем все усваивает.
– Спасибо, отец Валерий, за ответ. Дорогие друзья, а мы ждем от вас новых вопросов.
– Спасибо вам большое. Храни вас, Господь!