«Вера и суеверия»: христианство лишает свободы и ответственности?
Выпуск № 20. Сегодня мы разберем очередной миф, который говорит о том, что христианство лишает человека свободы и при этом освобождает его от ответственности, даря все блага рая. Это действительно так?
– Это целый симбиоз мифов… Христианство подает человеку подлинную свободу. Почему? Потому что если ты горишь злобой — ты несвободен, если ты объят завистью — тоже несвободен. И любая греховная страсть — гордость, тщестлавие, что угодно — лишает человека свободы.
Христианство пытается помочь нам преодолеть страсти, освободиться от них. Когда внутри тебя вдруг появляется удивительное пространство свободы от этих страстей — ты уже не горишь злобой, ты не объят негодованием — вот это и есть настоящая свобода. А ответственность у нас всегда, за каждое наше дело. И наша совесть подсказывает, что мы несем ответственность за каждый свой шаг. У верующего человека чувство ответственности больше, потому что мы знаем, что мы за все ответим. Неверующий человек руководствуется принципом «делай что хочешь, только бы не поймали», пытаясь что-то урвать, заполучить — главное, избежать отвественности.
– Что означает выражение «раб Божий», если чертой Божьего образа в человеке является свобода?
– Действительно, когда мы в харме молимся, пишем свои имена, мы называем себя рабами Божиими, тем самым подчеркивая, что мы принадлежим Богу, потому что он наш Творец. В Его царстве мы обретаем для себя и подлинную свободу, и подлинные блага… И потому что мы не хотим быть рабами греха.
Человек не бывает нейтральным — это как сосуд, который всегда чем-то заполняется. Если ты не заполнил себя добром, то невольно будешь подчиняться внушениям врага рода человеческого, попадать под злые наваждения. Если ты не раб Божий, то невольно станешь рабом греха. Только в этом смысле. Это не рабство в смысле каких-то уз, оков. Наоборот, путь христианства приводит к тому, что человек становится чадом Божиим.
Различается три этапа. На первом этапе действительно это может быть раб, который боится быть наказанным за свои грехи и поэтому пытается что-то выполнять. Но это только начальный этап. Потом христианин видит, что Господь подает нам намного больше и он не какой-то тиран, который пытается наказать и отслеживать просчеты в жизни.
Второй этап — это как наемник, который выполняет определнную работу ради награды. На этом уровне христианин старается выполнять добродетели только для того, чтобы получить райские блага. Но в этом есть определнный расчет, корысть. И я бы не назвал этот уровень свободным, потому что добродетель выполняется постоянно ради чего-то.
И только третий уровень христианской жизни является самым драгоценным, самым важным для нас — это уровень отношения к Богу как к родителю, как к своему отцу. Дети относятся к родителям с чувством любви и они знают, что родители их любят. Христианин, как чадо Божие, стремится к Богу не ради награды, не ради избежания каких-то наказаний. Он стермится к Богу ради самого Бога и ради самого добра. Такие отношения хранят в себе настоящую свободу.
– Один священник однажды сказал, что Бог есть любовь, и что он лучше будет рабом любви.
– Хорошее высказывание. Вспоминаю из Священного Писания: «Где был Господень, там свобода». Где подлинная любовь, там тоже всегда только свобода. Там не может быть каких-то притеснений, угнетений. Все святые были внутренне абсолютно свободными людьми. Несвободны были те, кто шел за помощью к ним. Кто-то страдал от болезней, кто-то — от жизненных неурядиц.
Человек чувствует себя несвободным, потому что он еще не обрел Бога. Если ты обрел Бога, то даже среди жизненных невзгод чувствуешь себя свободным. Тебе не могут повредить никакие обстоятельсва: ни то, что кран течет, ни то, что дорогу не так проложили, ни новости по телевизору… Человека без Бога все раздражает, выводит из себя — он не свободен. Только когда он обретает Бога, очищается от своих греховных страстей, он начинает чувствовать, что есть подлинная свобода. И эта свобода подается ему Богом.
– Спасибо, отец Валерий, за разъяснения. А мы ждем от вас, друзья, новых вопросов.
– И надеемся с вами встретиться в очередном рассмотрении интересующего вас вопроса. Храни вас, Господь!