Выпуск № 42. Сегодня мы поговорим об очень интересном мифе о том, что христиане должны быть непременно бедными.
– Как правило, такое представление возникает у людей, не приближенных к церкви. Не бедность спасает человека, и бедность сама по себе не является добродетелью, добродетелью является чистое сердце.
Преподобный Силуан Афонский вел дневниковые записи, в которых он рассуждал о святом Иоанне Кронштадтском, который тогда еще не был прославлен. При этом преподобный Силуан его все-таки знал и писал: «Многие несправедливо попрекали отца Иоанна Кронштадтского за то, что у него были какие-то средства». Ему действительно люди приносили большие пожертвования, у него были дорогие богослужебные облачения. Но дальше преподобный Силуан пишет, что такие люди погрешают против Святого Духа, потому что отец Иоанн Кронштадтский внутренне не был привязан к этим средствам, не тратил их на какие-то свои корыстные цели, на страсти.
Преподобный Силуан говорит мудрую мысль о том, что богатство не вредит тому, кто освободился от страстей. Такому человеку средства даются для добра, чего-то созидательного. Отец Иоанн Кронштадтский устраивал работные дома, активно занимался благотворительностью, постоянно раздавал свои средства, не имея личной привязанности к ним. Я думаю, что если Господь подает средства, то не страшно их иметь, но не нужно забывать о нуждающихся, о тех, кому ты можешь помочь. Через это ты спасаешь свою душу, и данное богатство может служить тебе во спасение.
– Должны ли христиане стремиться к обеспеченной жизни?
– Мы все-таки не аскеты-монахи, которые дают обет нестяжания. У меня много таких прекрасных друзей среди монахов, которые никак не привязаны к деньгами лично. Некоторые занимаются благотворительной деятельностью, либо средства идут на содержание храма. А храм никому из нас лично не принадлежит. Мы приходим и уходим, а храмы должны оставаться и пребывать вместе с людьми. Поэтому всегда русские люди тратили свои богатства на храмы, как на сокровище жизни.
Но мы не монахи, мы живем в миру и должны стремиться к обеспеченной жизни. Если у тебя будет постоянно болеть голова о том, чем завтра кормить детей, то это тоже не очень хорошо. Поэтому нужно стремиться к хорошей работе, чтобы она позволяла содержать твою семью, и чтобы достаток покрывал основные нужды. Это реалии нашей жизни, и ничего плохого в этом нет.
В древней книге «Пастырь Ерма» приводится образ вяза и виноградной лозы, которая обвилась вокруг этого вяза. Ангел, который являлся Ерму, объясняет смысл этого образа: вяз прочно стоит на земле, но не приносит никаких плодов, а виноградная лоза обильна плодами, однако не будет существовать, если ей не будет на что опереться.
Так в христианстве богатые и бедные полезны друг другу. Богатый человек, как этот вяз, крепко держится за землю, занимается созидательными в земном смысле делами — бизнес или еще что-то. Но молитва его бывает слаба ввиду его земной занятости. А виноградная лоза — это образ тех христиан, которые не имеют таких попечений, и они больше обращаются к Богу, молятся, но могут существовать только за счет какой-то поддержки со стороны.
Состоятельные христане, поддерживая бедных, тем самым тоже сподобляются благословения Божиего, потому что бедные христиане молятся за них, и эта молитва всегда будет услышана. Это такой древний образ о том, что в церкви мы должны помогать друг другу, и каждый находится на своем месте — на том месте, куда его поставил Господь.
– Спасибо, отец Валерий, за ответ. Дорогие друзья, а мы ждем от вас новых вопросов, на которые мы с радостью ответим.
– Храни вас, Господь. До скорой встречи!