Сегодня отцы Церкви расскажут Вам, как победить начало всех страстей и сохранить здоровье. Несколько важных советов от профессионалов духовной брани – в нашем сегодняшнем тексте.
Что такое чревоугодие и чем оно опасно?
Нам кажется, что чревоугодие не про нас. Вроде, употребляем пищу в меру. Но в том и коварство страсти, что в наши дни ее понимание совершенно упрощено и недооценено. Святые отцы ставят чревоугодие на третье (!) место после гордости и блуда. В общем-то, от привычки вкусно поесть, неспособности ограничить себя в еде на время поста и невоздержанности вообще и кроются многие начала других грехов.
Церковь не ограничивает человека: нужно есть, но не надо объедаться, можно пить, но не упиваться, лучше знать меру во всем.
Святые отцы говорили, что чревоугодие усыпляет ум и волю. Ненасытность в пище и пристрастие к изысканным блюдам обнажает страсти самолюбия и похотливости. Невозможность получить желаемое лакомство делает человека злым и раздражительным. На первый взгляд очень трудно понять, в чем же здесь грех. Ведь желание к употреблению пищи есть самая естественная потребность.
Но выходит так, что с нее все и начинается. Посмотрите на капризных детей, которые вдруг не получили лакомство. Нам кажется, что это просто детская шалость. На самом деле родители, сами того не желая, еще в малом возрасте через лакомства приучают детей к греху. Самые яркие последствия чревоугодия проявляются в человеке явно: от чрезмерного употребления пищи можно заработать ожирение, подорвать здоровье неправильным питанием (в основе которого обычно лежит пристрастие к сладкому, жаренному или мучному), а также заработать зависимость (например, от алкоголя).
И еще об одной крайности тут может идти речь. Как ни покажется странным, но увлечение диетами тоже можно считать разновидностью греха чревоугодия. Любая излишняя разборчивость в том, что мы едим, привязанность к определенным продуктам отвлекают мысли человека от главного в жизни. Ставя пищу на первое место, мы отдаляемся от Бога. Наверняка у каждого в окружении есть рьяные последователи определенных диет и теорий питания, посмотрите с каким высокомерием они относятся к тем, кто не разделяет их взглядов. Выходит, что из чревоугодия может родиться и злость, и гордость, и тщеславие.
Прямая речь: святые отцы о борьбе с чревоугодием
«Кто с жадностью предается яствам, подрывает силы тела, равно как уменьшает и ослабляет крепость души»
«…Адама изгнало из рая чревоугодие; оно же во времена Ноя было причиною погона; оно же и на содомлян низвело огонь. Хотя преступлением их было и сладострастие, но корень той и другой казни произошел от чревоугодия…»
Святитель Иоанн Златоуст
***
«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей»
Иоанн Кассиан Римлянин
***
«…Если будешь владеть чревом, то станешь обитать в раю; а если не овладеешь им, то сделаешься добычею смерти»
Святитель Василий Великий
***
«Я вам говорил и говорю: кушайте досыта, но не до пресыщения. Сыты, положите ложку. А иной уже сыт, а все-таки есть да есть, глаза не сыты – это грех»
Варсонофий Оптинский (Плиханков)
***
«…Избегая неумеренности в наслаждении, целью вкушения надобно поставлять не приятность, а потребность пищи для жизни; ибо раболепствовать удовольствиям не что иное значит, как чрево свое делать богом»
Василий Великий
Постом и молитвой: как победить страсть чревоугодия?
Победить привычку к чревоугодию одной силой воли сложно.
«Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:1)
Говорит нам Господь со страниц Евангелия. Выходит, что первым шагом на пути к победе над первой страстью нужно прибегнуть к молитве: