Перед Великим постом Святая Церковь предлагает к чтению и размышлению христиан притчу «О блудном сыне». С одной стороны потому, что именно она лучше всего объясняет нам природу покаяния и любви Всевышнего к людям, а с другой потому, что сложно найти в Евангелии повествование более богатое скрытыми смыслами. И сегодня мы с вами вместе порассуждаем о них.
Историческое измерение
Мне кажется, что притчу «О блудном сыне» следовало бы назвать иначе. Например, притчей «О двух сыновьях, которые повели себя недостойно». Потому что для понимания её смысла важно иметь в фокусе внимания поступки не только «блудного», но и «как бы праведного» сыновей отца. И рассматривать важность обоих героев мы начнём с исторического измерения притчи. Несомненно, что под «отцом» Спаситель имел в виду Бога. А вот под сыновьями, согласно одному из толкований, вовсе не отдельных людей, а целые народы – язычников и евреев.
После грехопадения Адама и Евы их потомки расселились по Земле и сформировали множество народов. В большинстве из них память о Боге быстро угасла. Они проматывали наследство «Небесного Отца» в войнах, объедении и распутстве. Фактически служили демонам. В притче эту их жизнь уподобляют уходу за свиньями, которые для евреев были нечистыми животными.
Однако все народы со временем понимали, что идолы ложны и впадали в цивилизационный кризис. Тогда они начинали искать истинного Бога. А Всевышний с распростёртыми объятиями принимал их в лоно Церкви. Это принятие совершалось через заклание упитанного тельца и совместный пир – крестную жертву Господа Иисуса Христа, а затем наше участие в литургии и её квинтессенции – причащении Тела и Крови Христовых.
Евреи же помнили о Едином Боге на протяжении веков, служили ему внешними установлениями закона. Но при этом превозносились над язычниками, не считая их себе равными. В этих «старших братьях» недоставало любви не только к «младшим», но и к самому «отцу». Так что ради собственной гордыни они готовы были даже пренебречь радушным приглашением Бога к наследованию Царствия Небесного. «Он осердился и не хотел войти», – говорится об этом в притче.
«Мытарь» и «фарисей» в одной семье
Символично, что притча «О блудном сыне», которую читают во второе подготовительное воскресенье перед Великим постом, пересекается по смыслу с притчей «О мытаре и фарисее», которую Церковь предлагала нам к чтению в первое подготовительное воскресенье. Младший сын отца – такой же бесстыдник, как и мытарь. Во времена притчи отец – был единственной властью в доме. Законодательной, исполнительной и судебной. Всё в доме и все законы, по которым этот дом живёт, принадлежало ему. Отец семейства был для домочадцев как бы наместником Бога.
В таком контексте просьба блудного сына выделить ему часть имения уже сейчас выглядит не просто нахальной, а прямо-таки чудовищной. Он фактически говорит отцу: «умри поскорее, чтобы я мог распоряжаться имуществом». Сын думает построить для себя рай без отца (Бога). Примерно так же неправедно поступали мытари, выкупавшие налоги сограждан у Римской империи и выбивавшие их с процентами.
Все мы помним, чем закончилась для блудного сына попытка жить самостоятельно – придя в разум, он обнаружил себя на дне порока, полностью разбитым. И раскаялся так же крепко, как это делал мытарь: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Он стал искать Бога и Небесный Отец тут же с радостью вновь открылся ему: «И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его».
Старший же брат поступил как фарисей. Внешне он всё это время был с Богом, но внутренне не имел единения с Ним. Когда Всевышний предложил этому сыну войти на пир (в Царствие Небесное) и порадоваться за брата, тот сразу перевёл разговор в область своих заслуг перед отцом, в область некоего контракта. Таким образом, старший сын фактически лишил себя сыновства и поставил на уровень наёмника в доме родителя. Его праведность на поверку оказалась ложной.
Притча с открытым финалом
Помимо упомянутых выше коннотаций притча «О блудном сыне» имеет и множество других. И разобрать их все в одном письме вряд ли получится. Но вот о чём стоит упомянуть обязательно, так это об открытом финале Евангельского рассказа в отношении старшего брата. С примером младшего брата всё ясно – даже самые страшные грехи Господь готов простить нам в случае нашего искреннего покаяния. Каждому кающемуся грешнику Бог готовит высокую честь богосыновства, возможность общения с собой, обожения.
Но что, если в современных реалиях мы гораздо ближе к старшему брату? Ведь многие верующие не сомневаются в существовании Бога, удерживают себя от тяжких грехов. Часто посещают богослужения, читают духовную литературу, подают милостыню – «не покидают дом отца». И при этом нередко не могут удержаться от оскорблений в адрес приходящих в храм раскаявшихся грешников.
Бог пытался вразумить старшего сына из притчи, ведь тот столь же важен для отца, как и его младший брат. Бог пытался внушить «праведному» чаду, что главное – стяжать в себе Духа Любви. Отец предлагал ему войти и порадоваться за брата в Царствии Небесном. И если до продиктованных любовью разъяснений отца старший сын упорствовал и пренебрегал дарованными ему возможностями, то после них осталась некая недосказанность. Что же он выберет?
Если гордость продолжит обуревать его, то на фоне своих претензий он, вероятно, также попросит выделить себе «следуемую часть имения» и повторит путь младшего брата, который может окончиться для него смертью. Если же старший сын к прежним своим праведным делам сумеет прибавить победу над гордостью и примирение с братом в Духе Любви, его ждёт пир в райском чертоге! Помолимся же о том, чтобы Великий пост помог нам сделать правильный выбор и приблизиться к Небесному Отцу, а не отдалиться от Него!