Сегодня люди все чаще меняют свою религию в угоду обстоятельствам, а порой и вовсе отрекаются от Бога. Причин для этого находится предостаточно. Одна из многих – замужество. Все чаще православные христианки выходят замуж за мусульман и надевают хиджаб, отринув имя, данное в крещении. Но были времена, когда славянки хранили верность Христу даже под ножом иноверца.
Принять ислам или умереть — такой выбор часто вставал перед христианским населением Балкан во времена турецкого ига (15-19 в.в). Тем не менее всегда оставались герои и героини, хранившие верность Христу. На Балканах прославлены в лике святых молодые женщины и девушки, не оставившие православную веру в окружении врагов.
Злата Могленская
Злата была юной жительницей села Слатино Могленской епархии. Красивая девушка приглянулась местному турку, одному из присматривающих за порабощёнными славянами. Он подстерёг Злату, когда она находилась далеко от дома, схватил и увлёк в своё поместье. Жестокое сердце турка пленилось красотой Златы, поэтому он решил завладеть не только телом её, но, прежде всего, душой. Пусть болгарка примет ислам и станет принадлежать ему как жена! Турок сделал предложение руки и сердца в своём духе: или Злата становится мусульманкой и любимой женой, или её ждут пытки и казнь.
Представьте, что чувствовала девушка, слушая такие речи из уст воина-чужеземца. Тем не менее, Злата не дрогнула. Смиренно, но твёрдо ответила она турку:
— Я верую в Иисуса Христа. Предпочитаю небесного жениха земному. От веры православной не отступлюсь.
Турок оценил смелость девушки. Она понравилась ему ещё больше. Поэтому захватчик решил склонить её к исламу уговорами. Решив, что женщины в речах искусней мужчин, он подослал к упрямой пленнице турчанок. Те завели ласковую беседу, превознося достоинства ислама и жениха-иноземца. Полгода турчанки убеждали Злату, а влюблённый турок ждал, распаляясь страстью. Но тем сильней была его ярость, когда он снова услышал от Златы отказ. Теперь он желал только сломить её веру и отвагу.
Турки привели к Злате её родителей и сестёр, угрожая им. Родители и сёстры взмолились:
— Злата, прими ислам. Пожалей себя. И нас пожалей, ибо турки угрожают нам.
Многие в такой ситуации дрогнули бы, но Злата уже отрешилась от всего земного. Она отвечала родственникам:
— Вы просите меня отречься от веры православной, но я отрекаюсь от вас! Пусть Отцом мне будет Господь, матерью Пресвятая Богородица, а братьями и сёстрами — святые.
Тогда турки принялись пытать Злату. Издевательства продолжались три месяца. Из кожи девушки вырезали ремни и развесили вокруг неё, так что земля была залита кровью. Затем пронзили её голову через уши раскалённым остриём, так что из её рта и ноздрей шёл дым. Турки дивились, что она всё ещё жива. А Злата передала своего духовнику просьбу молиться, чтобы она смогла выдержать все испытания и не сдаться. Наконец палачи повесили девушку на дереве и разрезали её тело на куски. Позже земляки предали земле её останки, оплакивая потерю, но восхищаясь подвигом девы.
Босилька Пасьянская
Босилька родилась в старинном сербском селе Пасьяне, расположенном в Косово. Её семья носила фамилию Райичич. У Босильки были родители и братья, вместе с которыми она занималась крестьянским трудом. Известно, что девушка посещала храм и монастырь Драганац. Босильке исполниось 17 лет, когда она приглянулась албанцу из Депце. Он был славянин, по вероисповеданию мусульманином. Осенью, когда девушка с отцом и братьями отправилась в лес за дровами, албанец вместе с друзьями напал на сербов. Закрыв лицо повязками,чтобы не быть узнанными, ни сначала обстреляли путников, а потом увели девушку. Родственники Босильки несколько дней пытались добиться правды у турецких властей, который могли бы урезонить албанцев, но помощи не нашли. Тем временем албанец решил принудить Босильку принять ислам. Сам будучи потуреченцем, он хотел видеть вокруг себя таких же предателей веры православной. Албанец обещал взять девушку в жёны. Порой случалось, что похищенные девушки сдавались и надевали чадру, но Босилька ответила отказом.
Албанцем овладел гнев на несговорчивую пленницу, которая обличала его и защищала православие. Он перешёл к пыткам и побоям. Однажды, когда измождёная Босилька томилась в темнице, прислали к ней старую сербку-потуреченку. Старуха стала советовать девушке принять ислам и выжить. Но Босилька отвечала, что у неё есть своя вера.
— Возьми хотя бы еды и воды, от тебя остались кожа да кости, — жалостливо сказала старуха.
— Меня поит и кормит Христос, — Босилька отвернулась от незваной гостьи.
Наконец взбешенный албанец вместе с двумя родственниками изрезали Босильку кинжалами, выкрикивая:
— Смерть сербке!
— Это вы умираете навеки! — Отвечала им Босилька.
— Я горжусь, что моя дочь у Христа. — Сказала её мать на похоронах дочери.
Ныне мощи святой Босильки покоятся в церкви села Пасьяне.
Рада Пловдивская
Рада была вдовой и матерью четверых детей, мужа её повесили турки. Родом из купеческой семьи, женщина была достаточно обеспеченной и много благотворила. Особую помощь оказывала Рада заключённым болгарам, которые томились в турецкой тюрьме, большинство — за исповедание православной веры. Каждый день она отправляла узникам 20-30 караваев хлеба. Рада ходила к жёнам властительных турок, чтобы жены заступались за заключённых болгар перед своими мужьями. Она старалась облегчить участь единоверцев.
У Рады был младший брат, Павел, совсем юный. Рада наняла учителя, чтобы тот научил Павла читать и писать по-турецки. В дальнейшем это помогло бы ему в торговле. Турки узнали об этом и решили, что Павла можно обратить в ислам. Грамотный мальчик из богатой семьи казался им отличным приобретением. Однако Павел бежал в Смирну, а потом в Афины. Разгневанные турки сначала избили Раду, пытаясь узнать, где она спрятала Павла, а вечером явились снова и разрубили её вместе с тремя детьми на куски. Уцелел только один ребёнок, спрятанный горничной в печи. Так погибла заступница за православных узников, но память о ней доныне славит народ.
Мученицы Балкан свидетельствовали о Христе своими подвигами. Их проповедью стало преодоление страха и боли, верность вопреки смерти. Примером для доблестных праведниц были мученицы первых столетий христианства: Вера, Надежда, Любовь и мать их София, Екатерина Александрийская, Параскева Пятница, Татиана Римская, Анастасия Узорешительница. Ныне мы можем обратиться к ним с молитвами о заступничестве. Особое попечение великомученицы и мученицы имеют о женщинах и девушках, спасая их от болезней, одиночества, бездетности, потери супруга.