Источник: www.arh-eparhia.ru
В жизни любого человека наступают моменты, когда он говорит себе: «Зачем я это сделал?», или: «Как я мог такое подумать?», или: «Да что же со мной происходит?» Болезненное сожаление от неверного поступка или решения может усугубляться ощущением невозможности изменить совершенное. Безысходность покрывает мраком душу человека, погружая ее в состояние отчаяния и печали. Никто из живущих на земле этого не избежал и не может избежать.
Иногда по прошествии многих лет человек научается жить с подобным тягостным несовершенством: боль становится привычной, а собственная ущербность и внутренние противоречия — вполне естественными. Одни выбирают путь отрицания и легко с собой договариваются, не беря в голову или выбрасывая из головы ненужное, отпуская ситуацию, не думая о плохом. Они отвлекаются от изучения причин подобного внутреннего неустройства, занимая себя всевозможными развлечениями. И чем больше в жизни человека развлечений — тем больше он испытывает внутренних терзаний, когда остается один на один с собой. Но другие люди пытаются найти ответ на вопрос о том, что с ними происходит.
«Что нас не убивает — нам не подходит»
Обычная история из нашей жизни. Компания молодых ребят собирается в квартире послушать музыку, поиграть на компьютере, поговорить о жизни. Внешне все допустимо и приемлемо. Но в какой-то момент в этой компании могут появиться алкоголь, девочки, наркотики. Затем квартира становится тесной и душа, «требуя простора», выводит ребят на путь приключений, весьма небезобидных. Некоторые задумываются о том, что «что-то было не так», только после вынесения строгого приговора в суде. Кто-то испуганно отступает от печальной перспективы «брать от жизни все». Кто-то не доживает и до 25 лет. А кто-то решается заглянуть в непролазные глубины своего внутреннего мира.
На земле не найдется ни одного человека, напрямую желающего себе вреда или смерти. Но, при взгляде на некоторых, порой кажется, что жизнь их проходит под девизом: «Что нас не убивает — то нам не подходит!» Человек, не желая себе зла, это зло творит собственными руками? Парадокс, о котором писал еще апостол Павел в послании к Римлянам: «Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим.7:15).
Ответ и прост, и сложен одновременно. Прост, потому как нет никакого секрета в том, что с нами не так. Сложен — потому что известное и очевидное принимается исключительно на веру, а признание некоторых фундаментальных законов духовной жизни, противоречащих нашему «я», требует мужества.
«Парламент» в моей голове
Богатая судьбами история человечества позволяет нам понять, что с нами происходит. Физики из физиков, математики из математиков, магистры и академики духовной науки дали нам некую сумму знаний «о мире и человеке», принятие которой зависит только от нас самих. При этом мы можем сами эмпирическим путем с помощью известных научных методов опровергнуть или доказать истинность этих знаний.
Святые отцы — физики и механики в области духа — свидетельствуют нам о поразительной истине: «Не все, что думаю я, думаю именно я».
Чтобы встать на путь познания того, о чем задумывались древнейшие из философов, необходимо учиться распознавать природу помыслов. Помысл — легкий ветерок, проносящийся в уме — чувствование, картинка, некое душевное состояние.
Ни с того ни с сего кто-то в компании предлагает: «Пошли к Ваське сходим. Он мне денег должен. Заставим его вернуть». Слова стали результатом работы мысли, основанной на помысле вполне безобидном, даже правильном и справедливом. Разве не справедливо требовать возвращения долга? Разве неправильно призывать к порядку и ставить человека на место? Справедливо. И правильно. Только почему после того, как справедливость восторжествовала, человек жалеет о том, что сделал? Почему его действия порой приводят к непоправимым трагедиям? Потому что человек не распознал природу, происхождение того самого начального помысла, промелькнувшего тенью в его уме.
Все конфликты в мире, даже обычные семейные склоки, начинаются с того, что наши величайшие профессора и академики в области духа определяли как беседу с помыслами.
Вражда, неприязнь, ненависть, злоречие, отрицание основываются не на том, что кругом мерзавцы и негодяи, но на том, что сложилось из собеседования человека с самим собой, в его уме — на тех выводах, которые человек сделал самостоятельно в общении со своим «парламентом» или «тараканами», заседающими где-то глубоко в сознании и настроенными совсем не миролюбиво по отношению к своему хозяину.
Они — этот «парламент» или «тараканы» — нашептывают нам идеи и помыслы, подталкивают нас к выводам, весьма разрушительным для нас самих. И жаль, если нет рядом человека, способного дать подсказку и разъяснить, что природа происхождения помыслов в человеке бывает троякой — от Бога, от дьявола и от самого человека.
Но не каждый готов к этому знанию. Зараженный самостью и гордыней ум, как только услышит нечто подобное об ангелах и демонах — коллапсирует, закрывается заслонками неверия.
Великое дело — познавать себя
Если же человеку хватает мужества мыслить свободно, перед ним открывается перспектива познать науку из наук — духовную, внутреннюю жизнь своего собственного «я». Так приходит знание о том, что у нас в неисчислимом количестве есть лютые, злобные и ненасытные враги, которых невозможно увидеть глазами.
Ни рядом с собой, ни на улице, ни по телевизору, ни в интернете — нигде нет этих врагов. Они, будучи невидимыми, выдают себя теми самыми помыслами, с которыми человек по привычке часто общается.
Оказывается, то, что «подумалось» и на основании чего были сделаны соответствующие выводы и совершены определенные поступки, — все это следствие бесовского воздействия. Это та самая «радиация», которая невидимо разъедает живые клетки организма, медленно или быстро убивая его. Сам же человек может этого совсем не знать и обвинять в своей «лучевой болезни» кого угодно, от соседа до президента.
Даже среди православных христиан есть те, кто ничего не знает о природе помыслов. Беседуя со своим «парламентом», эти несчастные поглощаются тягостными чувствами, ощущениями, переживаниями: приступами страха, безысходности, уныния, гнева и ярости. И как только услышат имя своего «обидчика», тут же теряют самообладание и не находят ничего лучше, как панически ретироваться от источника опасности, забывая, что этот источник находится в их собственном сердце. Ведь именно из сердца, по слову Спасителя, исходят все скверные мысли и дела, а от себя, как говорят в народе, не убежишь.
Великое дело — познавать самого себя, свой внутренний мир, свое устроение. Святость — умение принимать себя со всеми достоинствами и недостатками, относиться к ним критически, пропускать их через суд Священного Писания и святоотеческого Предания в совете с едиными по духу.
Добрый навык — учиться распознавать природу своих помыслов, открывая их с рассуждением своему духовнику и доверенным, более духовно опытным братьям и сестрам. Хорошая привычка — не беседовать со своим «парламентом», не прислушиваться в страстном чувстве к своим «тараканам», но выносить их на свет исповеди, получая избавление в таинстве Причастия Тела и Крови Христа от самой страшной зависимости — доверия своему мнению, самому себе, своим мыслям и чувствам.