Сегодня, 26 сентября православные христиане отмечают праздник — День обновления храма Воскресения Христова, который в народе еще называют Воскресением Словущим. Что это за праздник и почему он так важен для православных, мы расскажем в нашем сегодняшнем материале.
Это — православный праздник в память завершения строительства и освящения храма Воскресения Христова (храма Гроба Господня). Он предшествует празднику Воздвижения Креста Господня (27 сентября), хотя посвящён событию, произошедшему спустя десять лет.
Событие праздника
Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме – это праздник в честь торжества по случаю освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме, сооруженного равноапостольным Константином Великим и его матерью равноапостольной царицей Еленой. Сегодня храм более известен как Храм Гроба Господня.
Многочисленные Воскресенские храмы в России посвящены именно празднику Обновления храма, так как по православным представлениям никакая церковь, кроме храма Гроба Господня, не может именоваться храмом Воскресения Христова. Вот и ставили на Руси церкви Воскресения Словущего.
Святой Гроб Господень в языческие времена
После крестной смерти Спасителя священное место Его страданий долго попиралось язычниками. Когда римский император Тит в 70 году завоевал Иерусалим, он разорил город и разрушил храм Соломона на горе Мориа, не оставив камня на камне, как это предсказал еще Господь Иисус Христос в беседе с учениками (Мк.13:1-2).
Позднее ревностный язычник император Адриан (117–138) построил на месте разоренного Титом Иерусалима новый город, который назвал своим именем – Елий-Адриан и запретил называть город прежним именем.
Святой Гроб Господень он приказал засыпать землей и камнями и на том месте поставил идола, а на Голгофе, где был распят Спаситель, в 119 году возвел храм, посвященный Венере. Перед ее статуей приносились жертвы и совершались языческие обряды, сопровождавшиеся блудодеянием.
В Вифлееме, на месте, где родился Спаситель от Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идола Адониса. Все это он делал намеренно, чтобы люди совершенно забыли о Христе и никогда более не вспоминали мест, где Он жил, учил, пострадал и воскрес во славе.
Период обновления христианских святынь
Когда на царство вступил равноапостольный Константин Великий (306–337), первый из римских императоров, признавший христианскую религию, он вместе со своей матерью царицей Еленой решил обновить Иерусалим и на месте страдания и Воскресения Господа Иисуса Христа воздвигнуть новый храм, очистить от скверных языческих культов места, связанные с памятью Спасителя и вновь все их освятить.
Благоверная царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота, а равноапостольный Константин Великий написал письмо Патриарху Макарию I (313–323), в котором просил его содействовать святому делу обновления христианских святынь.
Прибыв в Иерусалим, святая царица Елена уничтожила все идольские капища, очистила город от языческих идолов и освятила осквернявшиеся места.
Как был обретен Крест Христов
Она горела желанием отыскать Крест Господа нашего Иисуса Христа и приказала раскопать место, где стоял храм Венеры. Там был обнаружен засыпанный Гроб Господень и Лобное место, неподалеку от которого были найдены три креста и гвозди.
Чтобы определить, который из трех крестов принадлежал Спасителю, Патриарх Макарий повелел возлагать кресты по очереди на усопшего, которого несли мимо к месту погребения. Как только Крест Христов коснулся умершего, он тотчас ожил.
В величайшей радости благоверная царица Елена и Патриарх Макарий высоко подняли Животворящий Крест и показали его стоявшему народу.
Строительство нового Храма
Святая царица приказала немедленно начать строить большой храм, который включал бы в свои стены место распятия Спасителя – Голгофу и Гроб Господень, находившиеся на небольшом расстоянии друг от друга.
Вот как об этом пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «На том месте, где Он был распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен; там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко» (Ин.19:41-42).
Храм Воскресения строился 10 лет, и святая царица Елена не дожила до завершения строительства. Возвратившись в Константинополь, она преставилась в 327 году.
За время своего пребывания в Иерусалиме благоверная царица построила храмы в Вифлееме, на горе Елеонской, в Гефсимании и во многих других местах, связанных с жизнью Спасителя и событиями Ветхого Завета.
Освещение Храма
Окончание сооружения Новозаветного храма Воскресения Христова, названного «Мартирион» в память крестных страданий Спасителя, совпало с прохождением I Тирского собора и 30-летием царствования равноапостольного императора Константина Великого. Поэтому состоявшееся 13 сентября 335 года освящение храма Воскресения было особенно торжественным. В нем участвовали иерархи христианской Церкви из многих стран: Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Аравии, Палестины, Египта.
На торжество обновления были приглашены отцы только что закончившегося Тирского собора. В тот же день был освящен весь город Иерусалим. Память этого знаменательного события отцы Церкви установили 26 сентября.
Почему этот праздник стал менее значимым чем Воздвижение Креста Господня?
Постепенно древняя иерусалимская литургическая традиция, в том числе торжество Обновления, частично утрачивается, чему способствовало нашествия персов на Палестину и разграбления ими Иерусалима в 614 году.
Воздвижение Честного и Животворящего Креста, как событие универсальное и не столь сильно связанное с конкретным географическим местом, становится более значительным, основным праздником и получает широкое распространение на Востоке.
Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделался предпраздничным днем перед Воздвижением.
Традиции празднования на Руси
В России праздник получил второе именование — Воскресение Словущее.
Поскольку иерусалимский Кафоликон — Храм Воскресения Господня, входящий в структуру храмового комплекса Гроба Господня, был воздвигнут на месте исторических событий Распятия, Погребения и Воскресения Христова, и общее в средневековом христианстве представление об Иерусалиме как о центре Земли и домостроительства спасения известно издревле (Пс 73:12), то, согласно традиционным русским церковным воззрениям, он был невоспроизводим в своей уникальности, в том числе — в названии.
Таким образом, храмы, посвящённые событию Воскресения Христова, именовались на Руси во имя «Воскресения Словущего» (Словущее означает «так называемое» — от глагола «слыть» — быть известным).
В этот праздник в храмах, освященных в честь Воскресения Словущего, служба совершается как на Пасху — пасхальным чином, торжественно восклицается: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!».
Многочисленные Воскресенские храмы в России посвящены именно празднику Обновления Храма, а не Воскресению Христову (Пасхе), так как по православным представлениям никакая церковь, кроме Храма Гроба Господня, не может именоваться храмом Воскресения Христова. Другое название воскресенских храмов — Церковь Воскресения Словущего.