Чем праведный гнев отличается от неправедного? Как научиться жить в мире с окружающими? И что делать, если серьезно поругались с близкими? Сегодня в нашем материале об этом и не только Вам расскажут святые отцы Церкви.
«Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу»
Послание апостола Павла к Ефесянам (4:26)
Что такое гнев и чем он опасен?
Не надо рассказывать Вам, что такое гнев. В этом состоянии все наши мышцы напряжены, мы кипим, словно вода в горячем чайнике, и нам очень сильно хочется сделать что-то нехорошее с объектом нашего гнева. Православная вера называет гнев страстью, а его последствия − грехом. Вы, наверное, слышали о таком понятии как «праведный гнев»? Так вот, здоровая агрессия, вызванная голосом уязвленной совести, заложена Богом в человека естественным путем. Мы ведь закипаем, когда видим в жизни что-то несправедливое?
Но вся проблема в том, что человек научился использовать гнев не для того, чтобы гневаться на грех, а подвергать агрессии личность ближнего.
«Гневаясь не согрешайте» (Еф.4:26)
Говорит нам апостол Павел. То есть, гнев должен быть направлен на грех, а не на человека. К сожалению, в жизни мы чаще сталкиваемся с тем, как люди без особой причины раздражаются, ненавидят и даже мстят ближним только потому, что в их сердце произошел «взрыв» возмущения. Гневливый человек лишает себя состояния покоя и мира, характерного для ангельского состояния. Гнев лишает нас Небесного Царства.
В противовес этой страсти существует добродетель, называемая кротостью. Ее носитель добр, приветлив и благожелателен. О том, что такое гнев, чем он опасен и как с ним бороться нам сегодня расскажут святые отцы Церкви.
Прямая речь: святые отцы о борьбе с гневом
«Невозможно кому-либо разгневаться на ближнего, если сердце его сперва не вознесётся над ним, если он не уничижит его, и не сочтёт себя высшим его»
Преподобный авва Дорофей
«С корнем исторгайте из сердец ваших томящие вас злые помышления, какие имеете друг на друга, чтобы таким образом пресекать всякий зародыш недружелюбия, корень которого — ненависть и зависть»
«На согрешающих не должно гневаться, хотя бы совершаемые ими проступки были достойны наказания. Виновных, ради самой правды, должно обращать (на путь истинный) и наказывать, если потребуется, или самим, или через других, а гневаться на них или серчать не следует, потому что гнев действует только по страсти, а не по суду и правде»
«Если нападет на тебя гнев, поспешнее гони его подальше от себя — и будешь радоваться во все дни жизни твоей»
Преподобный Антоний Великий
«Если остаешься негневным, то приводишь в стыд обидчика, показав целомудрие на самом деле»
«Каким образом можно не приходить в гнев? Если всегда будешь в той мысли, что ты пред очами зрителя Бога и близ тебя Сущего Господа»
«Обладаемый страстью гнева не производит ничего здравого»
Святитель Василий Великий
«Где злоба и гнев, туда не прилетает Дух кротости. А человек, лишенный Святаго Духа, какую может иметь надежду на спасение?»
«Как тот, кто злопамятствует против ближнего, не допускает, чтобы он сам был освобожден от наказания за собственные грехи, так чистый от гнева скоро будет чист от своих грехов»
«Демон <гнева>, вошедши, делает безумными <людей>, подобно беснующимся и побуждает их делать все вопреки очевидности…»
«Что для огня — вода, то для гнева — кротость и ласковость»
Святитель Иоанн Златоуст
«Существует три вида гнева: раздражение, злоба и мстительность. Раздражением называется гнев, начинающийся и возбуждающийся. Злобою – гнев длительный, или злопамятство; мстительность есть гнев, выжидающий случай для мщения»
Преподобный Иоанн Дамаскин
«Гневающийся… убивает душу свою… потому что всю жизнь проводит он в смятениях и далек от спокойствия»
«Гневающийся на ближнего своего да примирится с ним, чтобы примирился с ним прогневанный Правосудный»
Преподобный Ефрем Сирин
«Положите законом:
1) всякую минуту ждать неприятность и, когда придет <страсть гнева>, встречать ее, как жданную гостью;
2) когда деется что, готовое огорчить и раздражить вас, скорее бегите вниманием к сердцу и, сколько можете, напрягайтесь не допускать возродиться тем чувствам. Напрягайтесь и молитесь. Если не допустите породиться тем чувствам, всему конец; ибо всё от чувств;
3) не смотрите на обидчика и обиду; тут вы найдете только большую опору обидчивости и мести; но выбросьте это из головы. Это очень важно. Если не будет этого, чувство злости не может улечься;
4) ко всем молоткам сим приложите: держать любовный взор, любовный тон речи, любовное обращение и, главное, всевозможно избегайте чем-либо напомнить обидевшим вас о их несправедливости»
Святитель Феофан Затворник
Молитвой и добротой: как победить страсть гнева?
Как больно становится нам после того, как мы с кем-то поругались, наговорили массу обидных слов, а может, и ударили в пылу гнева! И как тяжело нам после и себя самих направить на примирение. Да и ближний уже бывает порядком «заведен», и не готов простить нам едкие фразы и вылитый на его голову ушат негатива. Помочь разрешить неразрешимое может только Господь Бог.
Мы же можем лишь молиться и просить Небесного Отца и Его святых сделать наше сердце добрым, подарить мир в отношениях с людьми и исцелить рану от произошедшего в жизни конфликта. А нам на будущее урок: стараться сводить все ссоры на нет, быть дружелюбными и миролюбивыми. Даже во фразе кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно», — содержится глубочайший евангельский смысл.
А Вы можете подать записку на молебны с прошением о даровании мира Вашим сердцам и душам Ваших близких.
Господу и Богу нашему
Икона Божией Матери “Споручица грешных”
О вразумлении мужа/жены/близких/врагов/обидчиков:
Матрона Московская
Вы можете подать записку святой Матроне Московской здесь.
Икона Божией Матери “Знамение”
О вразумлении мужа/жены/близких/врагов/обидчиков:
Икона Божией Матери “Почаевская”
О вразумлении мужа/жены/близких/врагов/обидчиков:
Икона Богородицы “Умягчение злых сердец”
Заказать молебен вы можете здесь
Пусть Бог даст Вашей душе покой и сохранит мир в Вашей семье!