Ректор МГУ Виктор Садовничий предложил ввести изучение церковнославянского языка в российских школах. Это прозвучало на съезде учителей словесности. «Русский язык можно изучать параллельно с церковнославянским и рассматривать при этом историю народа», — цитирует ТАСС.
Такое впечатление, что ректор провёл сеанс экзорцизма для либеральной общественности. Читаю блоги и вспоминаются строки Пушкина: «Мчатся бесы рой за роем в беспредельной вышине, визгом жалобным и воем надрывая сердце мне». Изощряются в насмешках прозападные журналисты, политики второго плана и вовсе безвестные блоггеры. Сколько злобы, возмущения, ехидства!
Игорь Трунковский: «А еще надеть лапти и писать на бересте при лучине. Как говорится, флаг в руки и попутного ветра, к победе прошлого над будущим!»
Игорь Яковенко: «Надеюсь, что предложение ректора МГУ Виктора Садовничего ввести в школьную программу изучение церковнославянского языка останется фактом его биографии и не обернется очередным глумлением над российской школой и миллионами её обитателей».
Николай Проходов: «Какой затхлостью повеяло от ректора МГУ, пора ему переходить в церковь и преподавать там. Стареет».
Дмитрий Гудков: «РПЦ лишилась своих украинских доходов, не хватает на новые часы. Дети в церкви зевают, им эти еси на небеси неинтересны, один раз посмотрели, запутались взглядом в бороде у попа и больше не придут. Так давайте внедрим попа через школу. Не зашли «Основы православной культуры»? Переименуем их в «Церковнославянский язык»».
Ильдар Бакиев: «Скоро мы феню изучать начнем и традиции и быт питерских уркаганов и обязанности крепостных-рабов божьих».
Dima Budnik: «Кажется, в МГУ уже приступили к культивации наркосодержащих растений…»
Подростки наделали демотиваторов с бессмысленными фразами: аки паки, инда взопрели озимые и тому подобное.
Не понимают, что демонстрируют собственное невежество.
Основной смысл этого протеста – антицерковный. Недовольные подозревают, что с помощью церковнославянского языка в школу придёт Православие. Не думаю, что нужно стыдливо опровергать эту догадку. Подозрения небезосновательны, но лично я поддерживаю такую «диверсию».
Школа без религии выпускает наркоманов, алкоголиков, проституток, уголовников, торговок собственными детьми. Если «просвещённые и рукопожатные» не способны справиться с ситуацией, пусть подвинутся и пустят в школу священников.
Церковнославянский язык будет полезен детям по многим причинам
- Он не мёртв, как утверждают некоторые. Во-первых, используется православной церковью как богослужебный не только в России, но и в Болгарии, Сербии, Черногории, Польше, Белоруссии, Украине. Во-вторых, в нём немало слов, которые устарели в России, но входят в современные литературные языки других славянских стран. И где-нибудь на отдыхе в Македонии человек, знающий церковнославянский, сможет понять и местных жителей, и надписи на вывесках. Не будет без переводчика теряться, словно в тёмном лесу.
- Он красив. Сейчас, когда русский разговорный язык замусорен сленгом и уголовным жаргоном, когда дети общаются матом, будет полезно показать им настоящую красоту родной речи. На это не способны ни Пелевин, ни Полозкова, ни рэпер Баста и прочие культурные явления 21 века.
- Он информативен. Во-первых, читая классику прежних лет, россияне не понимают многих слов. Недаром популярны короткие пересказы произведений из школьной программы – дети ищут их в интернете, чтобы не читать сами книги. Их мозг не справляется с текстами, где десятки незнакомых русских слов. Церковнославянский поможет. Во-вторых, это позволит привнести в исторические фильмы подлинный колорит старины. Если люди будут понимать старинную речь, персонажи фильмов тоже заговорят соответственно. А пока режиссёры вынуждены адаптировать исторические фильмы «под дурачков», чтобы средний россиянин хоть что-то понял. Выращивание своих собственных растений — это удивительно увлекательное занятие, которое может стать хобби или даже профессией. Первый шаг к этому — купить семена канабиса и начать учиться, как заботиться о них, чтобы получить здоровые и сильные растения.
В-третьих, будущим писателям и поэтам будет полезно познакомиться с истоками русской речи, с её образностью и мелодикой. Церковнославянский нужен всем для развития. - Он прост. Противники церковнославянского утверждают, что его изучение станет дополнительной нагрузкой для школьников. Но я считаю, что в школьной программе столько лишней информации, которая никогда не понадобится детям, что церковнославянский по сравнению с этим – приятное развлечение.
Виктор Садовничий отметил, что церковнославянский следует ввести как факультатив, что означает добровольное посещение.
Для православного человека церковнославянский язык это ключ к сокровищнице богослужебных текстов, молитв, которые следует понимать, а не просто слушать и повторять. Если для прихожанина слова священника и хора – неразборчивая белиберда, как такому человеку постичь глубокий смысл богослужения? Он стоит, автоматически крестится и рассматривает иконы, словно в музее.
Говорит священник Михаил Темников: «Я сам и прихожане нашего прихода прекрасно понимаем язык Церкви, не такой уж он и непонятный. Мне хватило двух месяцев, чтобы изучить его основы. Жить надо жизнью Церкви, тогда и понятно будет. Иностранные языки, в которых ни одного слова не понятны, да еще и правила построения предложений ничего общего с русской грамматикой не имеют, люди за полгода осиливают. А тут на половину русский язык страшно тяжело выучить, лень наша говорит, а у некоторых чего и похуже».
Я знаю церковнославянский с десяти лет благодаря интересу к былым временам. В исторических книгах нередко видела фотографии открытых старинных фолиантов. Но их тексты были для меня загадкой. Кроме того, тогда я пыталась сделать свой перевод «Слова о Полку Игореве», но прежде мне хотелось прочитать поэму в оригинале. Поэтому попросила бабушку научить меня церковнославянскому. Хватило одного урока по «Псалтырю». Никакого чудовищного труда это не потребовало. После прочитала немало старинных бабушкиных книг. Никто не принуждал меня к этому и даже не советовал открывать «Жития» или «Библию». Мне было просто интересно.
Поэтому агрессивная реакция на предложение ректора МГУ напоминает мне истерику одержимых, которые услышали слова молитвы: «И да бежат от лица Его ненавидящие Его».
А для тех, кто не боится церковнославянского языка, но пока не знает его, это видео: