• Что такое печаль и уныние? Почему святые отцы не ставят между ними знака равенства? Как эти страсти проявляется в детях, чем опасны и как лечатся?

    В православии, в отличие от католицизма, печаль и уныние считаются двумя самостоятельными страстями.

    От огорчения до самоубийства

    Святитель Игнатий Брянчанинов так определяет печаль: “Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него”.

    Печаль – это когда мы грустим из-за того, что разрушены (как нам кажется) наши мечты, надежды, будущее, или из-за того, что нас не устраивает наше настоящее или огорчает наше прошлое.

    Из всех страстей, именно печаль, достигшая апогея, имеет самый страшный конец – самоубийство, когда жизнь кажется настолько невыносимой, что отказ от нее представляется наилучшим выходом.

    Самоубийство – это бунт против Бога. Почему это самое страшное, что человек может сделать? Потому что любой грех можно вымолить, искупить, а грех самоубийства, по объективным причинам, увы, – не исправить. 

    В печали, да без радости

    печаль и уныние

    Но если самоубийство это крайность, то сама по себе печаль посещает человека регулярно. Чем опасно подобное состояние? Прежде всего тем, что в него можно втянуться и увязнуть надолго. Легкий путь – жалеть себя и считать жертвой обстоятельств.

    “Печальный” взгляд на жизнь может быть невольно “привит” ребенку его родителями, если они сами регулярно испытывают недовольство жизнью. Проявления печали в ребенке это, как правило, неудачи в дружбе, недооценка и непонимание сверстниками, недомолвки с родителями, обида на отметки в школе, расстройство из-за срыва планов.

    Как бы там ни говорили, но научить детей не отдаваться этой обиде – вполне под силу. Только как это сделать, когда тебе самому кажется, что с тобой постоянно поступают несправедливо и ты достоин лучшего?

    “Душа, объятая печалью, не может ничего здравого ни говорить, ни слушать”, – замечает святитель Иоанн Златоуст.

    По словам же старца Паисия Святогорца: “Печаль обезоруживает человека. Высасывает все соки душевных и телесных сил и не даёт ничего делать. Отравляет душу и в тело вносит беспорядок. Бьёт по самым чувствительным местам тела, вызывает страх и им изнуряет человека”.

    Главными источником этой страсти святые отцы считают гордость и самомнение, а саму печаль нередко называют “смертью”. 

    Расслабляющее уныние

    печаль и уныние

    Термин “смерть” употребляется и по отношению к страсти “уныния”. Печаль и уныние – захватывают душу человека, когда она пуста, когда там нет Бога.

    Печалятся, когда не доверяют божественному промыслу, заботе Бога о нас.

    Унывают, когда душа пуста и бесплодна. Амвросий Оптинский говорил, что “Уныние значит ту же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться; в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает”.

    В духовных трудах уныние часто связывают с какой-то сонливостью, расслабленностью, упадком духа от которого человек ищет спасения в разных пустых занятиях.

    В современном ребенке уныние часто проявляется в привязанности к гаджетам. Это блуждание по интернету, игры на компьютере, телефоне и планшете, болтовня и бесконечная переписка по телефону и в соцсетях, съемка дурацких (по большому счету) видеороликов. Бывает, уныние маскируется и под вполне созидательные занятия – увлечение спортом, разными видами искусств и даже (!) помощь другим людям.

    А еще унывающий ребенок жаждет развлечений, праздника, квеста! Настоящий символ детского уныния, на мой взгляд, – это переливающийся огнями зал игровых автоматов.

    Труд, пример, молитва

    печаль и уныние

    Да, развлечения тоже нужны, но они хороши в меру, и дети этой меры не знают. Если ребенка не приучили справляться с унынием взрослые, сам он противиться ему не в силах. Тем более, когда вокруг так много искушений. Действенный рецепт от уныния дают святые отцы. Они советуют лечиться трудом и молитвою. То есть неплохо было бы родителям еще в раннем детстве привить своим детям нормальное здоровое отношение к труду. И очень хорошо было бы научить их самостоятельно обращаться к Богу в молитве.

    Маленькая ремарка: лучший способ научения – собственный пример. Профессор Московской духовной академии, уважаемый богослов, Алексей Ильич Осипов, в одной из своих лекций замечает: “Семья – это не горох в мешке. Это живой организм, в котором все клетки связаны между собой. Состояние детей в огромной степени определено духовным состоянием родителей. Непосредственно или через поколение”.

    Что ж, тогда не стоит удивляться! Если мы любим покутить и как следует развлечься, то и дети наши будут такими же. Если жалуемся по любому поводу, то и наши отпрыски будут много ныть!И все наши сентенции на темы – что такое хорошо, что такое плохо – не помогут.

    Вопросы без ответа

    печаль и уныние

    Но помимо родительского примера, который всегда перед глазами, есть для детей и другой, более тонкий и глубокий источник печали и уныния. Врач-психиатр Вячеслав Боровских в беседах и лекциях неоднократно вспоминал случай из своей практики. К нему обратилась мама пятилетнего мальчика Паши. Мама жаловалась, что каждый раз, когда она забирает Пашу из садика и идет с ним домой, он задает ей вопрос: мама, зачем я живу?  Мама объясняла так – вот ты сейчас в садик ходишь, потом пойдешь в школу, получишь аттестат, получишь хорошее образование, начнешь работать, купишь хороший дом, женишься, будут дети и т.д. Паша выслушивал, шел в соседнюю комнату к бабушке и задавал ей тот же вопрос и бабушка примерно то же (только в своей манере), ему отвечала. И вот он идет к маме и задает ей другой вопрос – мама, ты жить хочешь? Мама отвечает: конечно, Паша. А он говорит: а я нет.

    Шокирующие слова в устах пятилетнего ребенка! Вячеслав Боровских называет этого мальчика религиозным гением, у которого самосознание в пять лет уже достигло вершины. Такой, не обязательно выраженной словесно, может быть реакция ребенка, вовремя не получившего ответы на самые главные основополагающие жизненные вопросы.

    Может быть с этого-то и начинается человеческая печаль и уныние – с тоски по Богу, по любви? Когда ребенок остается без ответов на самые важные в жизни вопросы: кто я, зачем я здесь, в чем смысл моей жизни?

    Комментирует психолог Галина Петкау:

    Психолог Галина Петкау

    Печаль и уныние, это разные понятия, имеющие одну основу. Печаль – это начало, а уныние – опасное продолжение особого состояния, когда человека ничего в жизни не радует. Это тяжелое гнетущее состояние.

    Иной раз, чтобы облегчить себе жизнь, человек начинает употреблять какие-то лекарственные препараты. Причем зачастую подбирает эти препараты сам, без назначения специалиста, и в результате только увязает в своем болезненном состоянии, поскольку оказывается, что именно эти препараты ему не подходят. Если эффект облегчения и есть, то он, как правило, временный.

    Человек, впадающий в состояние уныния и застревающий в нем надолго, часто самостоятельно не может выбраться из этой ямы, потому что отказывается верить, что кто-то может подать ему руку и помочь. Плохо, когда человек надеется только на себя и забывает, что нам, в первую очередь, в радости мы или в печали, надо вспоминать Господа. А мы вместо этого концентрируемся на наших бедах и начинаем искать какие-то обыкновенные житейские механизмы, помогающие побыстрее от проблем избавиться. Ничего не получается, мы недоумеваем, отчего нам все еще плохо, и наша нервозность только усиливается.

    Когда же человек обращается к Господу, может быть даже какими-то своими простыми словами, например: Господи, помоги мне, пошли мне свою благодать, милость, огради меня от уныния, усмири мое злое сердце, – Господь это всегда услышит!

    Очень сложно человеку, который не знает дороги в храм и о Боге ничего не хочет слышать. В моей практике встречались люди, у которых было все до невозможности плохо, при этом они продолжали хорохориться и считать себя хозяевами жизни. Когда я объясняла им, что им без Бога не справится со своей бедой, то получала ответ: как так, да я всю жизнь сам по себе!

    печаль и уныние

    Велика ли роль родителей в том, что человек будет в будущем склонен к печали и унынию? Конечно, роль семьи в душевном благополучии или неблагополучии ребенка большая. Ребенок видит взаимоотношения между родителями. Поэтому ему нужен образец хороших, светлых отношений, что не всегда получается у родителей, занятых житейской суетой, бытом и мало обращающих внимание на то, как воспринимает это их ребенок.

    И дело не всегда в том, сколько детей в семье – один, три, пять. Если семья духовно благополучная, в не зависимости от количества детей, там все продумано, оба родителя воспитывают детей сообща и всегда стараются принимать решения такие, чтобы они не навредили психике ребенка и чтобы все члены семьи оставались единым целым.

    Выстраивание теплых и доверительных отношений в семье – это поистине великое мастерство! И маме с папой придется очень постараться, чтобы научить этому ребенка. У меня есть знакомая, воспитывающая двух своих и четырех приемных детей. Еще двое родных детей уже живут самостоятельной жизнью. Когда я спрашиваю ее, как вы справляетесь? Она отвечает, что когда дети уходят в детсад, школу, на секции и дома становится тихо, она ловит себя на мысли, скорее бы они обратно домой вернулись! А ведь сильно устает, выходных здесь не бывает. Но когда она говорит о детях, она все время улыбается. Дети в этой семье всегда чем-то заняты, всегда при деле. В этой семье, я знаю, никогда не будет уныния.

    Помощь православных психологов

    На сайте православной социальной сети “Елицы” работает сервис “Вопросы православным психологам” – вы можете проконсультироваться по любому вопросу и найти решение в вашей проблемной ситуации.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *