Пока вся Россия наблюдала за противостоянием вокруг «храма на драме» в Екатеринбурге, в маленьком Ульяновске нашлись свои храмоборцы. Нужно сразу сказать, что по степени накала, масштаба и, тем более, остроты проблемы случай в моем городе и близко не стоит с уральской столицей. Разовая вспышка недовольства буквально через пару дней сошла на нет, но аргументы протестующих подталкивают к любопытным выводам. О «скверном протесте» #скверныйпротест – в нашем материале.
Что случилось?
В Ульяновске, в прошлом Симбирске, в одном из спальных районов, недалеко от знаменитого завода «УАЗ» стоит небольшой бревенчатый храм Александра Невского. Церковь расположена на углу зеленой зоны в 30 соток. Территория представляет собой треугольник, который окружает закрывшийся развлекательный комплекс, реставрируемый Дом культуры и вход в очень приличный и совсем не маленький парк «Семья».
Еще 10 лет назад общиной храма предполагалось по мере сбора средств двигаться к строительству красивого белокаменного храма.
Деревянный, к которому жители района за эти годы привыкли, рассматривался как временный. Согласно проекту, его предполагается разобрать по завершению возведения «старшего брата». Ну и зеленую зону, в итоге, даже расширить за счет автодороги, которая собой представляет целую площадь.
Строительство не начиналось до тех пор, пока не были найдены средства.
Сквер был доступен для прогулок, но увидеть в нем гуляющих людей было большой редкостью: жители направлялись в большой и благоустроенный парк “Семья”. Когда появился меценат с деньгами, были совершены все необходимые процедуры согласования с администрацией, прошли общественные слушания, а территорию сквера обнесли забором. И началось.
В сети внезапно появился ролик, в котором закадровый голос, не скрывая своего пренебрежительного отношения к Русской Церкви, сообщал зрителям о 50 (!) деревьях, которые будут уничтожены из-за строительства храма. На самом деле ни одно дерево спилено не будет, а пересадке подвергнутся, согласно проекту, всего 5 деревьев. Кроме того, расширение зеленой зоны предполагает увеличение количества деревьев. Их станет больше.
И вот тут появились противники строительства храма. Вечером 17 мая на территории прихода Александра Невского прошел сход жителей с участием представителей администрации. Противников было значительно меньше, чем сторонников. Все мероприятие заняло от силы 1-1,5 и не отличалось особой эмоциональностью. Дебаты плавно перетекли в интернет.
Анатомия протеста: друиды, интеллектуалы-западники и большевики
И тут началось самое интересное. Несмотря на первичные заявления недовольных о том, что их беспокоит экология и жизнь растений, претензии быстро приняли антицерковный характер. Выводы сделаны из аргументов комментаторов, ибо за ними слабее всего просматривалось осознанное желание сохранить зеленую зону. Ни один из комментаторов не смог ответить на регулярно задаваемый вопрос о том, почему бы протестующим не сменить посыл возмущения на просьбу к власти о благоустройстве части территории парка «Семья», обильно заросшей деревьями и в 3-4 раза превышающей маленький сквер у проезжей части. И это любопытно, потому что вопрос логичный.
Протестующие всегда уходили и от ответа, почему им не хватает уже упомянутого парка «Семья». Не удовлетворила людей и информация о том, что храм не уничтожит зеленую зону, наоборот, она увеличится и станет более привлекательной для прогулок. Что можно было услышать в ответ?
- «Зачем храмы на каждом углу?»,
- «Церковь – коммерческая организация»,
- «XXI век, мы в средневековье возвращаемся?»,
- «Построили бы лучше травмпункт!»,
- «Опять на деньги из бюджета будет вестись строительство».
Кто-то даже запостил фото с красноармейцами на фоне разрушенного храма.
«Защитники деревьев» буквально отказались наотрез слушать все аргументы о расширении зеленой зоны. Уничтожение зеленых насаждений ими, похоже, воспринималось, как совершение кощунства, актом надругательства над святыней.
Нередко звучали обвинения православных в мракобесии, сетовали на то, что в просвещенном западном мире безбожная цивилизация живет счастливо, наслаждаясь передовыми достижениями науки. Комментаторы называли себя атеистами, но выглядели как воинствующие безбожники. Надо заметить, что агрессивный атеизм – тоже религия с характерными чертами культа. В России, глубоко религиозной стране, по-другому и быть не может, свято место пусто не бывает. Так что дело приходилось иметь с язычниками-богоборцами. Правда, их аргументы резко иссякали, когда в пример приводилась мечта всех «западников» – США, в религиозном плане довольно свободная страна, в которой христиане (опустим конфессиональные разделения), все еще играют значительную роль.
Интеллектуалы, этакие правдорубы и борцы за социальную справедливость, сыпали «черными» клише о внутренней жизни Церкви, ее священнослужителях и прихожанах. Уникальностью они не отличались, поэтому сделать выводы о каналах потребления информации этими людьми не представлялось чем-то сложным. Надо отметить, что именно в данной ситуации пришло понимание, насколько серьезно влияют на человека регулярно вливаемые потоки трафика. И он уже убежден: все в Церкви так и есть.
Что делать?
По итогам схода и интернет-общения можно сделать вывод: нам нужно активнее просвещать наших сограждан относительно нашей веры. Грустно, что у людей сформировалась привычка буквально «бежать» от Бога. Храм Александра Невского, например, должен был вырасти в спальном районе, застроенном «хрущевками» и вообще постройками советского времени. Нежелание видеть красивую, белоснежную церковь с золотыми куполами выглядит как попытка спрятаться от Бога.
Не напоминает первых людей, Адама и Еву? Их совесть жег грех, хотя они еще не осознавали этого, но почему-то боялись встретиться с Господом «лицом к лицу».
Этот страх, в котором человек себе никогда не признается, эта обличаемая совесть всегда вызывает у него бурную реакцию. Вы замечали, что именно люди неверующие, нецерковные, лучше всех знают, какой Церковь должна быть? Советы их настолько навязчивы и агрессивны, что порой задумываешься: ребята, а почему вы до сих пор не с нами? Приходите, воцерковляйтесь и боритесь за нашу общую нравственную чистоту. Но, почему-то, приближаться к Богу эти люди не думают, остаются в лучшем случае «вдушеверами», но пытаются внести свои 5 копеек в проект реформирования Церкви так, чтобы им было удобнее жить с ней в одном пространстве и чтобы самим своим существованием Церковь не обличала совесть критиков.
На тему антихрамовых протестов написаны только за последнюю неделю десятки статей с разными выводами, и каждый автор увидел проблему под своим углом. Хочется надеяться, что мы в своем христианстве будем только взрослеть и совершенствоваться, любить Бога, любить друг друга и любить людей вокруг нас. Им ведь очень не хватает стремительно скудеющих в этом мире любви, внимания, тепла, заботы и милосердия. И можем им это дать. Вы мы, по словам Спасителя, свет миру. Будем же светить, чтобы Божьим светом наших душ затеплилась свеча веры в душах людей рядом с нами.