«Вера и суеверия»: христиане должны ограничивать себя во всех радостях
Выпуск 30. Сегодня мы обсудим миф, который звучит так: христиане должны ограничивать себя во всем радостном. Так ли это?
– Конечно же, не так. Я даже не представляю, почему вдруг возникает такое суеверное мнение, ведь Священное Писание — Книга Деяний — описывает первое христианское общество. Первые христиане находились в радости, потому что обрели новую веру, новую жизнь, они приобщаются к вечности, освобождаются от своих грехов. Это же такая удивительная радость. Как можно унывать?
Видимо, это представление связано с тем, что люди, приходя в храм, видят грустных людей, которые скорбят, унывают, плачут. Нужно понимать, что многие действительно приходят в храм со своими скорбями. Жалко, что мало кто приходит с радостями. Хотя я знаю людей, которые обратились к Богу не потому, что у них что-то было плохо. Я сам пришел в церковь, к Богу, потому, что просто само сердце так подсказало, и храм дал мне ту радость, которой я не находил больше нигде.
Кстати, вспомним 50-й псалом. Он вроде бы покаянный, мы каемся в своих грехах, когда читаем его. И там есть слова: «Воздаждь ми радость спасения твоего». Там, где спасение души, там и радость. И у апостола Павла есть такие слова «Всегда радуйтесь». А почему мы не должны радоваться, если с нами Бог, если нам открыта бессмертная жизнь, если Господь нас как за руку ведет по жизни? Почему мы должны унывать, печалиться?
На самом деле христианство не ограничивает, а наоборот, дает новые радости человеку. Но мы воздерживаемся от греховного веселья. Допустим, собирается какая-то компания, они хотят выпить, повеселиться. Разве в этом есть настоящая радость? Такое веселье, как пена морской волны, которая пришла и ушла — больше ничего не осталось. На самом деле радости там нет никакой. Ну да, они немного повеселились, а внутри остается пустота. Христианство дает радость чистой души, чистого сердца.
– Вспоминаю историю из своей жизни, когда я еще была только в начале пути к воцерковлению. Была Пасха, и я пришла на службу. Помню, как меня поразили лица прихожан, светящиеся радостью. Тогда это перевернуло мое сознание, и я задумалась — в чем же источник этой радости? Теперь для меня понятие радости в православии очень близко и глубоко, я стараюсь его в себе поддерживать.
– Пасхальная радость должна быть всегда в наших сердцах. Преподобный Серафим Саровский имел эту радость, он так и встречал каждого, кто приходил к нему. Он говорил: «Радость моя, Христос Воскрес». Он радостью называл человека, пришедшего к нему. Так что у нас, по большому счету, не должно быть повода для грусти.
Конечно, у каждого из нас есть сложности в жизни, какие-то скорби. Но я думаю, что это временные явления. Это как гроза, ненастное небо — оно на время приходит, а потом небо рассеивается, и снова сияет солнце. Никто из нас не лишен милости Божией.
– Как все-таки совместить покаянное чувство с радостью?
– Конечно, если ты допустил какой-то серьезный грех, то радость уходит. Многие люди пытаются подавить чувство печали каким-то мирским весельем, погрузиться в пучину увеселений, думая что тем самым поднимут себе настроение. Это в итоге получается на время.
Действительно, трудно, если есть какой-то грех, он гнетет. Тут надо быть абсолютно искренним. Если ты согрешил — пойди на исповедь, откройся. Когда ты делаешь этот шаг, не боишься переступить через это, раскрываешься на исповеди, груз уходит, и снова становится радостно. Это все решается, и радость возвращается.
– Получается, что мы еще раз подтверждаем слова о том, что православие — это религия радости.
– Несомненно, так. «Радуйтесь, еще говорю вам — радуйтесь», — так заповедовал апостол Павел.
– Спасибо, батюшка. Друзья, мы ждем от вас вопросов, мифов, суеверий о православии и духовной жизни и будем стараться с отцом Валерием на них ответить.
– Будем рады общаться с вами. Храни вас, Господь. До скорой встречи!